Информационное противоборство в операциях общевойсковых объединений, страница 16

Мухин В.И. Информационно-программное оружие. Разрушающие про­граммные воздействия. ВА РВСН им. Петра Великого, М., 1998 г.), осуществляемые "хакерами", могут явиться способом выхода из складывающейся ситуации.

Однако такие же действия будут предприниматься и противни­ком, в том числе находящийся в "индустриальной эре развития". Главные усилия таких специалистов он направит на проникновение в информационные и компьютерные системы и сети. Поэтому во всех операциях, а особенно в информационных операциях угрожаемого периода, "хакерная война" и "кибернетическая война" будут отли­чаться большой ожесточенностью. Командующему и штабу объедине­ния нужно быть готовым, чтобы управлять этими "войнами" и вы­рвать победу у противника в них.

В частности, в результате воздействия "хакеров" противника могут выйти из строя автоматизированные рабочие места командующе­го и других лиц группы командования ЦБУ объединения. Как показал опыт ФКШУ в ВАГШ (январь 1999 г.), в таком случае возможны сле­дующие действия командующего объединением:

1) в психологическом плане ~ сохранить самообладание, спо­койствие, предупредить возникновение нервозности среди опера­тивного состава ЦБУ и других лиц;

2) в организационно-техническом плане - вызвать администра­тора пораженной локальной сети и поставить ему задачу на выявле­ние степени поражения и определение времени, необходимого на вос­становление работоспособности сети;

3) в оперативном плане - после доклада администратора сети или немедленно - принять решение о способе управления войсками (с использованием АСУ войсками и оружием или в ручном режиме), о месте командующего на последующем этапе управления боевыми действиями войск (сил).

В подобной обстановке командующий может принять решение об управлении войсками:

- с другого АРМ группы командования ЦБУ (например, с АРМ начальника оперативного управления (отдела) объединения);

- о другого АРМ на каком-либо пункте управления командного пункта (например, с АРМ начальника разведки);

- с АРМ запасного (вспомогательного, воздушного и др.) ПУ;

- без использования АРМ (без использования выведенных из строя средств АСУ).

4) доложить старшему начальнику о сложившейся обстановке и принятом решении;

5) проинформировать подчиненных и взаимодействующих коман­дующих и штабы о сложившейся обстановке, о принятом командующим решении и отдать указания о способе и порядке восстановления работоспособности системы управления (в т.ч. конкретный канал и время вхождения в связь).

Один из способов успешного решения задачи надежной инфор­мационной защиты в операциях видится в реализации концепции так называемой "глубокой обороны в ИПб, предлагаемой рядом специалистов[4]. Суть ее состоит в создании глубокого ("многокольцевого") оперативного построения собственных сил и средств информационной защиты вокруг ключевых объектов наших войск (сил) с непременным развертыванием передового эшелона АИО непосредст­венно на объектах информационного ресурса противника.

Важной составной частью ИПб явится комплекс мер пси­хологической борьбы. Ее цель будет дости­гаться проведением морально-психологических мероприятий (акций) для создания конфронтации населения враждебного государства с его правительством и военным руководством, деморализации населе­ния противника, активизации пацифистских настроений, поддержки оппозиционных группировок.

Кроме того, особое внимание командующего и штаба объедине­ния должно быть обращено на повышение морально-психологического потенциала войск и населения - своих и союзного государства (государств).

Не случайно, США завершают развертывание глобальной служ­бы вещания (6-BS ). основным объектом в которой является Россия и ее Вооруженные Силы, а в "боевой суперсистеме" ("системе сис­тем") на ТВД будет действовать "тактическая Интернет"»

Отдельно следует выделить проблему использования в ИПб объединения государственных и частных средств массовой информации, объектов культуры и искусства. Кроме их использования для информационного и психологического воздействия на противника и укрепления боевого и морально-пси­хологического потенциала своего населения и войск объединения, командующему и штабу придется решать задачу по нейтрализации негативного влияния части этих средств на обстановку.