Информационное противоборство в операциях общевойсковых объединений, страница 14

Это обстоятельство в должной мере оценивается оппонентами России. .

В частности, в конце 1996 - начале 1997 г. США завершили развертывание группировки сил и средств атакующего информацион­ного оружия первого поколения на объекты информационного ресур­са ряда стран, создав, тем самым, потенциал стратегического не­ядерного сдерживания. Одновременно интенсивно продолжаются ра­боты по созданию АИР второго поколения и наращиваются попытки через международно-правовые соглашения заблокировать проблему "информационной войны" и не допустить в этой области какого-ли­бо соперничества. При этом американцы отдают себе отчет в весь­ма высокой уязвимости США и их союзников: руководство страны оценивает угрозу внешнего информационного воздействия как "серь­езную и очень серьезную".

При проведении мероприятий ИПб угрожаемого периода важно определить не только возможности противника по воздействию на информационный ресурс объединения, но и объективно учесть уро­вень автоматизации и компьютеризации противостоящей группировки установить, действует ли против объединения противник "информаци­онной" или "индустриальной эры развития".

В связи с этим, как показали исследования, проведенные в ВАГШ, сейчас система разведки объединения должна выдавать коман­дующему и штабу объединения соответствующие данные, так как при­менение АИО наиболее эффективно и целесообразно по объектам и системам противника, обладающим наибольшим уровнем автоматиза­ции и компьютеризации.

Пример такой оценки показан в таблице 1

Таблица 1

Уровни автоматизации некоторых объектов группировки "южных" (по опыту фронтового КШУ, ВАГШ, 1999 г.)

объекты ИУР

К и ПКП командований «С и «В»

КП и ПКП АК

КП и ПКП бртд, пд

ПУ тПВО, ВВС, ВМС

ПУ рдн

ПУ РЭб

уровень автоматизации

0,4-0,5

0,3-0,4

0,2-0,3

0,7-0,8

0,7

0,7

В расчетное время (в соответствии с планом ИПб) иди (по ме­ре установления факта начала крупномасштабной информационной аг­рессии) немедленно вводятся в действие силы и средства ИПб объединения и других структур.

При этом не исключается такой вариант, когда практически одновременно в дело будут введены силы и средства всех 5 видов воздействия: программного воздействия» радиоэлектронного подав­ления, управляемого информационного воздействия, психологическо­го и силового воздействия. Это может иметь место в операциях, проводимых объединением в скоротечном военном конфликте или в ходе уже начавшихся военных действий (приложение 10}.

Вместе с тем, в системе мер ИПб (информационных операциях), начинаемых в мирное время или угрожаемый период, чаще всего, вначале скрытно будут задействованы силы и средства управляемо­го информационного воздействия (дезинформации, имитации, демон­стративных действий и др.), психологического воздействия и до­полнительный силы защиты своих КУС. Этот период ИПб может быть достаточно длительным. Его главная задача - дезориентировать ру­ководство страны и командование противника, заставить их принять выгодное нам решение и снизить морально-психологический потенци­ал его войск и населения.

В последующем, в расчетное время, усилия названных сил и средств могут быть наращены скрытным вводом в действие более агрессивных средств - программно-электронного воздействия (средства РЭБ, вирусы, закладки, генераторы различных видов энер­гии и т.п.). Основная задача, которая решается на этом этапе -снизить боеготовность и боеспособность противостоящих группиро­вок противника выводом из строя их системообразующих (ключевых) объектов, особенно важнейших объектов систем управления развед­кой, ПВО-ПРО, РЭБ, авиацией, РУК и др.