Информационное противоборство в операциях общевойсковых объединений, страница 13

6. Порядок и сроки представления донесений и отчетных доку­ментов по ИПб.

7. Время готовности, время и место доклада решения по ИПб. Могут указываться способы выполнения отдельных задач ИПб, ограничения на проведение мероприятий и другие вопросы.

Отдельные руководители органов федеральной, региональной и местной власти могут информироваться о задачах и мероприятиях ИПб, возлагаемых на них и проводимых при подготовке и в ходе типовой операции. Делается это строго в конфиденциальном по­рядке - без права передачи сведений другим должностным лицам.

Особое место в подготовке ИПб сыграет подготовка сил и средств к решению поставленных задач, а также районов предстоящих действий и объектов воздействия.

Как отмечается в проекте "Положения о подготовке и проведе­нии специальных информационных операций (мероприятий, акций" (Генеральный штаб, 1998 г.), "подготовка объектов воздействия на территориях иностранных государств осуществляется путем заблаговременной оперативно -технической подготовки территорий потен­циальных противников и их информационных инфраструктур для ока­зания воздействия на соответствующий информационный потенциал, информационные процессы и влияния на средства массовой информа­ции. Кроме того, предусматриваются меры по противодействию соз­дания иностранными государствами аналогичной базы на территории Российской Федерации".

В заблаговременном создании оперативно-тех­нических позиций на территориях соответствую­щих государств объединение может принимать участие, как правило, в угрожаемом периоде или с нарастанием напряженности в опереде-ленном регионе (районе). Как отмечалось в первом вопросе лекции, эта задача будет решаться, чаще всего, в рамках предва­рительного периода готовящегося информацион­ного противоборства.

Наибольшая сложность в контроле готовности объединения к ведению ИПб в типовой операции связана с определением реальной готовности к действиям сил и средств информационного противобор­ства, развернутых до начала боевых действий на территориях дру­гих государств (на территории, занимаемой войсками противника).

О ведении информационного противоборства в операциях общевойсковых объединений

Информационное противоборство - двусторонний процесс. По­этому успех в ИПб, проводимом в угрожаемом периоде, во многом будет зависеть от того, удастся ли наи установить факт подготов­ки и начала информационной операции противника, определить ее цель и основные объекты воздействия его силами и средствами.

Задача чрезвычайной сложности, так как меры информационно­го воздействия будут осуществляться противником скрытно и не только со своей территории, но и из космоса, с территории сосед­них с нами стран, а также с территории РФ. Многие из них носят обезличенный, анонимный характер, и, зачастую, будут неотличимы от фактов технических сбоев в работе наших РЭС, АСУ войсками и оружием или от фактов рутинного шпионажа и безответственного отношения к работе наших людей.

С учетом изложенного, перед командующими и штабами сейчас стоит ответственная задача совершенствования существующей в объединениях разведывательно-аналитической системы.

Необходимо разработать методы и иметь средства для обнару­жения враждебных информационных вторжений, оценки наносимого ущерба, перестройки ресурсов объединения с целью сведения к ми­нимуму влияния этих вторжений на подготавливаемую типовую и ин­формационную операцию.

Кроме того, в масштабе государства должны быть сформулиро­ваны разведывательные признаки агрессии нового типа - информа­ционной. Нужно добиться принятия Международным сообществом но­вого нормативно-правового документа (вместо давно устаревшей резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.), в котором давалось бы определение агрессии применительно к новым условиям обстановки.

Вместе с тем, деятельность государственных и общественных органов на этом направлении (например, их участие в разработке и принятии "Международного информационного кодекса" и т.п.) не должна "закрыть" разработки, ведущиеся в РФ в области информа­ционного противоборства, прежде всего в области создания атаку­ющего информационного оружия. Именно здесь могут быть подучены в ближайшее время существенные результаты в создании реальной и, пожалуй, самой эффективной асимметричной угрозы наиболее мощным государствам, все более активно противостоящим Российской Федерации на международной арене,