Рефлексивная модель экспертного опроса

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

одной особенностью данной модели выступает то, что она создавалась, исходя из необходимости решать практические задачи при работе с определенным профессиональным контингентом (в частности, использовалась при проведении экспертных опросов сотрудников государственных органов управления). Настоящая модель не претендует на универсальность.

Аксеологические и философско-гносеологические предпосылки

В управленческой деятельности часто прибегают к экспертным оценкам. Нередко эксперты исследуют процессы, которые не имеют аналогов в социальной действительности. А если подобные события и происходили, то из-за новых социально-политических условий приобрели качественно иную природу и механизмы развития, что делает невозможным применение стандартных алгоритмов решения проблем.

Более полную информацию позволяет получить социально-психологический анализ. Социально-психологические методы помогают выявить динамику общественного сознания, его доминирующие характеристики, дать прогноз развития социально-политических процессов, а также определить максимально безболезненные пути развития. Помимо описанных ценностных оснований рефлексивной модели важно прояснить и ее философские предпосылки.

Методические принципы

Организация экспертного опроса, который основан на культивировании рефлексивных процессов мышления, требует создания особой социально-психологической среды с благоприятным микроклиматом. Выполнение данного условия необходимо для того, чтобы каждый участник испытывал состояние внутреннего комфорта и раскрепощенности.

Прежде всего нужно организовать рабочее пространство, в котором будет происходить обсуждение. Единое рабочее пространство, состоящее из двух подпространств (рабочие столы со стульями и просто стулья, расставленные в форме круга), предназначено для двух видов деятельности: интеллектуальной, при которой происходит анализ проблем и выработка путей их решения, и коммуникативно-эмоционального настроя участников, в том числе снятия утомления и напряжения. Известны правила, на основе которых осуществляется групповое взаимодействие экспертов:

1. В процессе обсуждения участники не должны использовать оценочные суждения, т.е. классифицировать выдвигаемые предположения, гипотезы, идеи по следующим основаниям: плохие-хорошие, реальные-нереальные и т.д.

2. Информация о деятельности экспертной группы строго конфиденциальна.

3. Предложения, идеи, замечания желательно высказывать от своего имени; рекомендуется использовать следующие речевые конструкции: «Я считаю...», «Я думаю...», «Я не согласен...» и т.д.

4. Если возникает необходимость апеллировать к мнению коллеги, нежелательно употреблять следующие конструкции: «Он считает...», «Она думает...», «Они предлагают...».

Рекомендуется непосредственно обращаться к тому, на чье мнение Вы ссылаетесь («Ты, Михаил Иванович, считаешь...», «Вы, Людмила, сказали...» и т.д.).

Соблюдение правил обеспечивает создание в группе экспертов обстановки, максимально стимулирующей интеллектуальную деятельность ее членов.

Однако это вовсе не означает, что участникам запрещается высказывать

Похожие материалы

Информация о работе