Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей

Страницы работы

32 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Томский государственный университет. Исторический факультет

Томское региональное отделение общества "Знание"

Томское отделение Академии гуманитарных наук

Томское отделение Академии социальных наук

ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ВОЙН И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ТОМСК – 2002

Томский государственный университет. Исторический факультет

Томское региональное отделение общества «Знание»

Томское отделение Академии гуманитарных наук

Томское отделение Академии социальных наук

Проблемы цивилизационных войн и глобализации

Сборник статей

(Материалы заседаний томского дискуссионного гуманитарного клуба «История и  современность» 31 октября и 28 ноября 2001 года)

Под редакцией проф. Ю.В.Куперта

«Знание». Томское отделение – 2002

2

Б.Г.Могильницкий

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ : ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ШТАМП ИЛИ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

            Сначала два предварительных замечания . 1. Цель моего доклада заключается не в решении обозначенной в его заголовке проблемы, а в привлечении к ней внимания. Ибо после шока 11 сентября цивилизационные войны из захватывающего сюжета голливудских триллеров превращаются в реальную угрозу для человечества, причем весьма близкую. Недаром на вопрос "может ли начаться война между христианским и мусльманским мирами", обращенный газетой "Комсомольская правда" к своим читателям, 47,5% опрошенных ответили, что эта война уже идет.  Я не отношу себя к их числу, но признаем, что пожарища нью-йоркских небоскребов высветили реальность таких войн, а, следовательно, и необходимость  поиска средств их предотвращения.

            2. Необходимо разводить понятия "цивилизация" и "религия". При всем значении последнего оно никак не равновелико первому. Религия составляет душу цивилизации, формирует ее ментальную оснастку, но не исчерпывает ее. Если мы согласимся с О.Шпенглером, что каждая цивилизация имеет свой стиль, то должны будем признать, что его образуют не только религиозные верования, но и многие другие факторы, включая естественно-географические условия, обстоятельства исторического развития данной цивилизации и т.п. Наконец, современные цивилизации в своем большинстве не являются религиозно гомогенными. Они многонациональны и многорелигиозны. Но это означает, что в их основания вплетены элементы различных религий.

            Ярким примером этому может служить российская (евразийская)   цивилизация,    важнейшими   формообразующими

3

факторами которой явились византийское православие и так называемый туранский элемент (понятие, введенное в науку Н.С.Трубецким для обозначения тюркоязычных народов, сыгравших важную роль в развитии русской государственности). Пример России показателен и в ином отношении. Культура современной цивилизации является, как правило, сложным продуктом деятельности разных конфессий, интегрированных в данную цивилизацию. Поэтому цивилизационная общность представляет собою феномен более высокого порядка, чем религия. Ибо она включает в себя разные конфессии. Вот почему столкновения между цивилизациями нельзя обозначать как религиозные войны наподобие тех, что велись в средневековой Европе. Тем более недопустимо использовать события 11 сентября для разжигания религиозной розни, что представляет особую опасность для такой многоконфессиональной страны, какой является Россия.

            Столкновения между цивилизациями проходят через всю историю человечества. Достаточно вспомнить греко-персидские войны, походы Александра Македонского, нашествия варварских племен на Рим, а татаро-монголов на Русь и Китай. Не продолжая этот перечень столкновений различных цивилизаций, продолжавшихся вплоть до ХХ в., подчеркну их главную черту: даже самые ожесточенные из них не носили цивилизационный характер по преимуществу. Это были обычные войны, преследовавшие определенные политические или идеологические цели. Они были разными: от захвата новых земель и богатой добычи до решения глобальных идеологических проблем. Но во всех случаях - от греко-персидских войн до американской агрессии во Вьетнаме - в их мотивации цивилизационная составляющая микшировалась или отходила на задний план.

            Положение радикально изменилось на рубеже нашего столетия, когда именно эта составляющая в возрастающей степени  стала  определять  характер  международных отношений.

4

Содержание сб. «Проблемы цивилизационных войн и глобализация»

Б.Г. Могильницкий. Цивилизационные войны : пропагандистский штамп или историческая реальность?

С.В. Вольфсон. Глобализм и антиглобализм

Ю.В. Куперт. К вопросу о природе межцивилизационных конфликтов и проблеме глобализации в современном мире

В.П. Андреев. Цивилизационные конфликты и терроризм

В.В. Чешев. Являются ли цивилизационные войны признаком нашей жизни?

Ю.Н.Колов Процессы глобализации и их теоретическое осмысление

Т.Н.Федорова. Глобализм как вестернизация

Б.Г. Могильницкий.Две стороны процесса глобализации

В.И. Смокотин. Россия перед лицом цивилизационных вызовов

Похожие материалы

Информация о работе