Предмет, задачи и содержание курса "Экономика транспортных и логистических систем"

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Быкадоров Сергей Александрович

2009-09-08

Лекция 1

Предмет, задачи и содержание курса

В современных условиях роль экономической науки, и экономических составляющих в методах управления значительно повышается по сравнению с административными методами управления. В рыночных условиях, к которым относят сейчас и экономику нашей страны, необходимы экономические стимулы в развитии экономики. В последние годы на арену экономических проблем выходит логистика. Это наука об управлении производственными, информационными, и финансовыми потоками. Объектом изучения экономики транспортных и логистических систем является транспортная отрасль экономики страны, и в основном железнодорожный транспорт, как составная часть ЕТС. Транспортную систему страны можно подразделить на две составляющие: транспорт общего пользования (транспорт сферы обращения) и транспорт необщего пользования (производственный транспорт).

Транспорт необщего пользования объект исследования экономики производства. В целом промышленный транспорт это технологического процесса на производстве. Магистральный транспорт подразделяется на универсальный и специализированный. Универсальный вид транспорта может осуществлять любые виды перевозок. Специальный вид транспорта (трубопроводный вид, линия электропередач) осуществляет перевозки специального вида груза.  Например на железнодорожном транспорте в РФ находится семнадцать железных дорог, и более 60 отделений железных дорог, протяженность магистрального железнодорожного транспорта около 90000 км. (В бывшем СССР было около 150000 км). Железные дороги включают в себя структурные подразделения ( то есть депо, станции и т.д.) До 1991 года все виды транспорта в нашей стране были государственными, после все кроме железнодорожного перестали быть государственными. Внутрипроизводственная структура железнодорожного транспорта включает в себя инфраструктурные подразделения и подвижной состав. Подобные структуры существуют на всех видах универсального транспорта.

Предметом изучения экономики транспорта является:

1)  Производственные отношения и экономические интересы возникающие, между работниками железнодорожного транспорта и работниками других отраслей народного хозяйства, а так же между населением (пассажирами) и работниками железнодорожного транспорта.

2)  Производственные отношения и экономические интересы возникающие, между работниками, различных видов транспорта.

3)  Производственные отношения и экономические интересы возникающие, между работниками железнодорожного транспорта.

4)  Производственные отношения и экономические интересы возникающие, в связи с перевозками на транспорте и вне его.

Содержание экономики транспортных и логистических систем

1)  Разработка рекомендации по формированию темпов развития, оптимальных пропорций между транспортом и другими отраслями экономики, между видами транспорта, межхозяйственных пропорций и темпов развития внутри вида транспорта, как в целом, так и в территориальном разрезе.

2)  Формирование теории материальных потоков в народном хозяйстве экономики страны при размещении производительных сил.

3)  Формирование теории качества для трансфертных сфер.

4)  Исследование характера между экономическими, эксплуатационно - технологическими, техническими факторами транспортного производства

Транспорт – сфера материального производства его значения и особенности

Транспорт является необходимым общим условием производства любой продукции, и даже всеобщим средством труда. Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности, существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную - это транспортная промышленность. Труд работников транспорта – является трудом производительным, и создает национальный доход (ВВП). На транспорте имеет место орудия труда, предмет труда и целенаправленная деятельность человека. В процессе труда работников транспорта происходит один из видов материальных перемен, перемена местоположения продукции. Перевозка превращает товар в реальную потребительную стоимость. Одновременно она увеличивает и меновую стоимость. Отнесение транспорта объясняет роль и то особое место, которое он занимает в сфере экономики. Назначение транспорта чтобы перемещать продукцию, из сферы производства в сферу обращения. Этим определяется важнейшая роль транспорта которая продолжает производство в сфере обращения. Внутрипроизводственный транспорт или транспорт не общего пользовании, выполняет свои функции на стадии производства. Он является частью технологии производства промышленного предприятия. Средство внутрипроизводственного транспорта, это составная часть средств промышленного предприятия. Внутрипроизводственный транспорт не является самостоятельной отраслью материального производства.

Похожие материалы

Информация о работе