Ответы на вопросы 1-12 к экзамену по дисциплине "Семиотика" (Семиотика – наука о знаковых системах в природе и обществе. Семиотика и относительность культур. Гипотеза Сепира-Уорфа)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

средневековых понятиях «концепция мирового дерева» переживает метаморфозу. Там упоминается часто о «перевернутом древе», растущем с небес на землю, корни его – на небесах, а ветви – на земле. Это древо служило символом веры и познания и воплощало образ Христа.

7. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ РЯД. Все артефакты культуры, включая языки, искусство, мифы, символы и технические изделия, образуют серии, семиотические эволюционные ряды, вариации повторений или отражений. Задача такого «многосерийного» нарратива Культуры - преодоление времени, его необратимости, дискретности, скачкообразности и непредсказуемости. Но если у Бодрийяра серийность есть семулякрическое, имитационное время, замкнутое на своего манипулятора (искусственный микрокосм времени), то эволюционные ряды в культуре – это уже сверхиндивидуальная и масштабная серийность (культурологический космос времени), в которую индивиды или их группы включены как в неизбежную форму существования, судьбу своего дискурса.    Ярким примером семиотического ряда эволюционных трансформаций является история оружия: например, превращение лука и стрел в арбалет, арбалета – в аркебузу и мушкет, мушкета – в ружье и т.д. Оказывается, в рядах подобных превращений повторяются знаковые элементы узнаваемости предыдущего звена в последующем, не связанные с устройством изделия, его функциями и назначением. При этом соответствие смежных и ближайших звеньев более очевидно, чем несмежных и удаленных друг от друга в одном ряду: узнаваемость мушкета в луке менее очевидна, чем, например, лука - в арбалете и арбалета - в мушкете. Семиотический ряд подчиняется закону нетранзитивности отношения «узнаваемости» : если В узнается в А, а С узнается в В, то не обязательно или в меньшей степени верно то, что С узнается в А. Категория сходства или узнаваемости лежит в основе универсальности, свободной от всякого опыта. Выявление идеалов, инвариантов, универсалий (таких как «треугольник» или «мифологическое») базируется на операции сближения, отношении сходства и подобия, доведенного до того максимума интенсивности, который ограничен лишь пределами активности нашего сознания. Способность преодолевать умозрением нетранзитивность сходств, возможно, есть ответ на вопрос, что есть «идеальное». Очевидно, способность увидеть в боевом автомате первобытные лук и стрелы – это незаурядный дар, редкая психологическое свойство. И можно предположить, что дар проникать сквозь ряды и серии вещей лежит в основе «синхроничности», о которой писал Юнг, и в основе видения мира «вне времени» или «сквозь» него. Это сближает идею преодоления серийности, идею трансгрессии, с некоторыми современными физическими теориями нелокальных взаимодействий и с медитативными методами предсказания будущего. Многочисленные мифологемы в историческом времени выстраиваются в ряд сходных между собой мифоконструкций, образуя эволюционные ряды, серии или «спектры». Аналогично тому, как автомобиль повторяет семиотически экипаж, а экипаж – повторяет античные носилки или колесницу

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Семиотика
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0