Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Глава 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В КОНЦЕ  60 - 70-Х ГОДАХ XX ВЕКА     

Западная Европа способствует становлению "многополярного мира". Прогресс в Гааге. - Развитие европейской идентичности. - Экономический кризис  середины 70-х. годов и интеграция. - ЕВС. - Прямые и все­общие выборы в Европарламент

3.1. Западноевропейский фактор в политике разрядки в конце 60 - середине 70-х годов. Западная Европа, в 60-х годах способствовала становлению и развитию политики разрядки международной напряженности, в том числе и путем обретения собственной идентичности. Еще в 1966 году Шарль де Голль в письме президенту США Л. Джонсону о выходе Франции из во­енной организации НАТО писал: "...изменения, произошедшее и происходящие в Европе, Азии и в других местах с 1949 года... более не оправдывают меры военного характера, принятые после заключения договора о союзе [НАТО] как сообща, в форме мно­госторонних соглашений, так и путем, особых соглашений между французским правительством и американским правительством... Франция намеревается осуществить на своей территории полный суверенитет, который сейчас нарушается присутствием союзных элементов или тем как обычно используется ее воздушное про­странство...". США оказались в сложной ситуации. Письмо Ш. де Голля стало своеобразной реакцией в том числе и на неудачи :во Вьетнаме, где сверхдержава не смогла быстро победить противника и наглядно продемонстрировала если и неполную беспомощность, то ограниченность собственных силовых возможно­стей.

Западноевропейский интеграционный процесс и "деголлевское" воскрешение национального, ставшие свидетельством "Ев­ропы третьей силы", показали способность и желание западноев­ропейских политиков идти на сближение с Восточной Европой. В основе данного процесса несколько причин: 1) отказ от мифа "перманентного нападения", применения угрозы ядерного ору­жия. Сверхдержавы использовали тактику локальных столкнове­ний, поддерживая союзников, не вступая в прямой конфликт друг с другом; 2) устойчивое экономическое процветание Западной Европы требовало длительного мира и спокойствия, а также пер­спективного развития торговых отношений с социалистическим лагерем; 3) наличие политического инструментария, в том числе и интеграционных структур, создавало условия для равноправного диалога с обеими сверхдержавами; 4) сильное пацифистское движение в странах Западной Европы, выступавшее за прекра­щение гонки вооружений и за преодоление раскола Европы. Все это вызывало к. жизни концепцию разрядки, поддерживаемую западноевропейскими политиками.

Эксперты президента Р. Никсона восприняли сложившуюся внешнеполитическую ситуацию в конце 60-х годов как конец "биполярного" и складывание "многополярного" мира, в котором Европе отведена одна из ведущих ролей. Г. Киссинджер: "В ядерный век сила уже не переводится автоматически во влияние, а политическая многополюсность делает невозможным навязы­вание американских схем... Самым необходимым элементом со­временной международной системы является согласованная кон­цепция порядка". Визит Р. Никсона в Европу в 1969 году убедил его, что расхождения во взглядах политиков по обе стороны Атлантического океана стали реальностью. Во всех европейских  столицах, которые он посетил, его уверяли в том, что СССР готов к разрядке и дело лишь за Соединенными Штатами. Р. Никсон: "Если создастся мнение, что США блокируют разрядку, то мы потеряем поддержку наших западноевропейских союзников, ко­торые тогда активизируют контакты с Востоком без согласован­ной стратегии". Этого США допустить не хотели. Ответом на сложившуюся обстановку стала "доктрина Никсона", состоявшая из трех элементов: партнерство, нацеленное на интенсификацию союзнических отношений, военная сила и: переговоры, касаю­щиеся "потенциальных противников". Несомненно, важным яв­лялся последний элемент: США не возражали против начала пе­реговоров, способствовавших становлению" мирного порядка. "Относительно Западной Европы, партнерство было охарактери­зовано как "зрелое"... Вашингтон подтвердил свою привержен­ность НАТО и в соответствии с концепцией "зрелого партнерст­ва" потребовал увеличения военного и финансового' вклада за­падноевропейских партнеров на усиление этого блока, который, согласно новой концепции, должен был еще играть роль коорди­натора внешней политики стран-участниц. На сессии НАТО в декабре 1970 года по настоянию США европейские партнеры приняли решение укрепить свои вооруженные силы и модерни­зировать инфраструктуру блока". Логика Соединенных Штатов очевидна: "связать" европейских союзников и НАТО дополни­тельными финансовыми обязательствами, заставить их следовать в русле единой концепции альянса, не допуская; отклонений от общего курса и фронды. 23 апреля 1973 года Г. Киссинджер, вы­ступая по поводу политики США в Европе, предложил европей­ским союзникам разработать новую Атлантическую хартию: "Мы будем и в дальнейшем поддерживать европейское единство как компонент большего атлантического партнерства".     

Похожие материалы

Информация о работе