Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 3

3.2. Основные направления западноевропейского инте­грационного процесса в конце 60 - середине 70-х годов. С ухо­дом Ш. де Голля в отставку многое, что казалось трудным и практически невозможным, вновь было включено в повестку дня интеграции. Помимо утверждения "договорной логики" про­изошло обращение к перспективам развития Сообществ. Госу­дарства-участники ЕС на новом уровне и в новых условиях разрядки заговорили и о расширении своего состава, и об углубле­нии политической составляющей интеграции. И хотя новый до­говор в этот период не был заключен, институциональная., структура эволюционировала. Главы государств и правительств намного активнее включились в интеграционный процесс. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов в политический лексикон национальных политиков вошло понятие "европейская идентич­ность". Экономическая составляющая интеграционного процесса, вне всякого сомнения, осталась ведущей. Более того, успех интеграционной модели Европейских сообществ по сравнению с ЕАСТ стал очевидным. Ж. Монне так описывал то время: "Евро­пейская экономическая комиссия, Совет, ассамблея, Суд - все это были, конечно, предфедеративные учреждения, но еще не органы политической федерации Европы, которая могла возникнуть только>в результате особого творческого акта, требующего ново­го делегирования суверенитета. Нужно было вернуться к истокам власти, чтобы сначала завершить экономическое объединение, слишком' надолго лишившееся прорыва, а затем искать формы более глубокого и полного союза - федерации или конфедера­ции". Что же из этого получилось?

3.2.1. "Программа для Европы", Гаагский саммит 1969 года и его решения. 23: июня 1969 года член Комиссии Европей­ских сообществ Ханс фон дэр Гроэбен (Hans von der Groeben) опубликовал ''Программу для Европы", в которой определялись основные; линии возможного развития Сообществ. С его точки зрения, первостепенную значимость должны были приобрести четыре, направления: 1) "немедленные меры по укреплению су­ществующих Европейских сообществ", 2) "заключение рамочно­го договора, который основывал бы масштабное политическое Сообщество европейских народов", 3) "разработка дополнитель­ных договоров, исходя из продолжения политического сотрудни­чества"; 4) внешнеполитическое сотрудничество. К первому направлению относились начало переговоров о вступлении в Сообщества, Великобритании и других стран, по­дающих "соответствующие заявления, обновление соглашения б ассоциации с африканскими странами", выработка консенсуса по общей торговой политики, "улучшение экономического и валют­ного сотрудничества государств-участников, принятие новой ис­следовательской программы для Евратома,.. интенсификация деятельности Европейского социального фонда", повторное ре­шение вопроса о финансировании сельского хозяйства. Предла­галась –прежняя формула собственный источник дохода для финансирования ОАП .с усилением контрольных финансовых пол­номочий. Европейского парламента.

   Что касается рамочного политического договора, то он должен был включать: в первую очередь внешние отношения Сооб­ществ и их оборону. Кроме того, его функции распространялись на вопросы экономики и культуры. Для этого договора преду­сматривалась прежняя, опробированная система органов управ­ления: Совет, который может заседать "как на уровне руководи­телей правительства, так и на уровне министров", Европейский парламент, Комиссия и Суд. Относительно Совета требуется уточнение: "Его работа должна более соответствовать работе ка­бинета министров, нежели правительственной конференции". Особо подчеркивалось, что "долгосрочной целью Сообщества должно явиться создание единого, контролируемого парламентом исполнительного органа". На переходный период функции буду­щего исполнительного органа рассредоточивались между Комис­сией и Советом, провозглашалась- необходимость усиления Евро-парламента, который получил бы право "дебатировать обо всех вопросах Сообщества, направлять рекомендации Совету и орга­низовывать комитеты... с расширенным правом заслушивания". По особо важным вопросам, например "для заключения дополни­тельных договоров, которые представляют важные этапы в даль­нейшем развитии Сообщества, может предусматриваться воз­можность получения демократического одобрения посредством референдума во всех государствах-участниках Сообщества".