Западноевропейский интеграционный процесс в конце 60-70-х годах XX века, страница 11

1974 год принес с собой смену руководства в ряде стран. 5   . марта вместо Э. Хита премьер-министром становится Г. Вильсон,. 14 мая Г. Шмидт занимает пост федерального канцлера Западной Германии, а 19 мая В. Жискар д. Эстен избирается президентом Франции. После переговоров новая встреча глав государств и правительств состоялась в декабре 1974 года в Париже. В ходе обсуждения перспектив встречи В.Ж. д'Эстен заметил: "Я отно­шусь положительно к регулярным совещаниям руководителей государств и правительств, - это будет настоящий Европейский Совет. Я также думаю, что следует назначить срок, до истечения которого должны состояться европейские всеобщие выборы. А потом надо будет отказаться от принципа единогласия и прини­мать решения квалифицированным большинством". 10 декабря -1974 года в Париже было принято решение о создании Европей­ского Совета (по проекту Монне - Временное правительство). Главы государств решили собираться не менее трех раз в год для Обсуждения и выработки общей позиции. Кроме того, в работе Совета министров они решили отказаться от принципа единогла­сия (см. выше. Люксембургский компромисс), а с 1978 года изби­рать Ассамблею всеобщим голосованием. Премьер-министру Бельгии Л. Тиндемансу было."поручено подготовить доклад о Европейском Союзе к концу 1975 года". Заметьте: в ситуации кризиса интеграционная девятка на уровне высших руководите­лей задумывается о будущем процесса западноевропейской инте­грации. Суть доклада Л. Тиндеманса состояла в регулировании .внешней политики и безопасности. В представленном докладе сознательно не говорилось об обороне: "...считаю, что еще рано Касаться проблем обороны... нельзя оставить без внимания дру­гую важную проблему, которая непосредственно касается нас: я имею в виду безопасность...". Лишь в некоторых областях пред­лагалось проводить общую политику: "а) новый мировой эконо­мический порядок б), отношения между Европой и США; в) безопасность; г) кризисы, возникающие в непосредственной гео­графической близости, к Европе". По сути дела, выделялись те сектора и. направления общей политики, которые затрагивали ис­ключительно интересы всех европейских стран. На другие облас­ти должна-была распространиться процедура ЕПС, включенная в институционные рамки.. Последние выстраивались, как отмеча­лось .в докладе Л. Тиндеманса, через "метод делегирования" до­полнительных .. полномочий, например, Комиссии в области внешней политики и безопасности. Параллельно с этим намеча­лось и некоторое расширение контрольных прав Европарламента. Л. Тиндеманс вписывал новые интеграционные полномочия в уже имевшуюся институциональную систему. Предложения Л. Гиндеманса не были осуществлены в то время. Одной из причин "стал экономический кризис, сделавшим первоочередным реше­ние экономических и валютных вопросов.

В первой половине 70-х годов участники интеграционного процесса смогли выработать общее понимание политической со­ставляющей интеграции. Это понимание стало результатом дли­тельных обсуждений данного вопроса с начала 50-х годов. К се­редине 70-х годов было ясно, что и как можно сделать в сфере :.политической интеграции. Доклад Л. Тиндеманса на длительное время ограничил политическую интеграцию двумя вопросами -внешней политикой и безопасностью. Он стал результатом реф­лексии европейской самобытности, наполнения смыслом понятия "европейская идентичность". Он лишний раз подтвердил воз­можность и перспективность наделения новыми полномочиями уже имевшихся институтов Сообществ. Он наглядно продемон­стрировал, что из внешней политики и безопасности европейское, а что - национальное. Общность позиции и желание вписать ее в формулу европейской идентичности - это то, что характеризует обсуждение политической составляющей к середине 70-х годов. Западные европейцы в очередной раз вынуждены были осваивать "новые рубежи", суть которых состояла в попытке согласования экономической и политической составляющей интеграционного процесса. Найденный ответ звучал "Европейский Союз" (вспом­ните Парижский саммит 1972 года). Под него готовилась новая институциональная структура - Европейский Совет, который, как новый орган был уполномочен развивать не только перспективу, но и договорную логику. (В договоры Сообществ в то время об этом органе ничего не было записано.) Концепция Европейского Союза, таким образом, была в основном сформирована.