Государственная политика Петра Великого в сфере образования

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Государственная политика Петра Великого в сфере образования

Первая четверть ХVII в. в истории России является важнейшим этапом становления государственной системы образования. С этого периода во внутренней политике государственной власти начинается оформление особого направления - политики в сфере образования. Открытие и функционирование учебных заведений становится под контроль государства. Подтверждением данного факта можно считать законодательные акты и документы, количество и содержание которых позволяют определить направление и тенденции развития системы образования, специфику этого процесса.

За период с 1700 по 1725 гг. было принято 90 указов. Наибольшее число указов отражает социальную политику в отношении детей и молодёжи и политику в области профессионального образования. Такое соотношение можно объяснить следующими фактами. Указы первой группы имели целый ряд задач: провести своеобразную перепись детей (главным образом дворянских и детей священнослужителей); освидетельствовать их на умственную и физическую полноценность; распределить по возрастам и направить на обучение в соответствующие учебные заведения или на государственную (военную) службу. Освидетельствованию подлежали все дети указанных выше сословий в возрасте от 10 лет, верхняя возрастная граница не оговаривалась. Большое количество указов этой группы демонстрирует желание Петра сделать практику освидетельствования детей регулярной и обязательной, чтобы таким образом заставить последних получить образование и встать на государственную или военную службу. Политика Петра в этой области была достаточно жёсткой, имела принудительный характер и не находила отклика у населения. Отказ от данной повинности выражался в том, что дворяне прятали своих детей или уменьшали их возраст. По этой причине многие указы оговаривали и наказание за такие нарушения.
В группу документов, отражающих социальную политику в отношении детей и молодёжи, вошли также законодательные акты, свидетельствующие о проявлении интереса со стороны государства к судьбам детей, оставшихся без попечения родителей. Это указы от 16 января 1712 г. о призрении незаконнорожденных; от 23 октября 1723 г. "О раздаче безродных младенцев на воспитание с вечным за воспитателем укреплением"; от 20 января 1724 г. "Об определении по всяким художествам в ученики незаконнорожденных и подкидышей, воспитанных в сиротских домах". Хотя число таких законодательных актов невелико, всё же они являются свидетельством того, что в первой половине ХV111 в. уже существовало данное направление в социальной политике государства. Главная задача его заключалась в том, чтобы не только обеспечить определенный уровень жизни этого контингента детей, но и предоставить им возможность получить профессию.

Пристальное внимание Петра к профессиональному образованию объясняется в первую очередь тем, что выход России на европейский уровень требовал переустройства практически всех отраслей промышленности, армии, флота, государственного управления.. Следовательно, страна испытывала острую нехватку высококвалифицированных специалистов, которые могли способствовать этим преобразованиям. Приглашение специалистов из Европы лишь отчасти удовлетворяло эти потребности. Перечисленные причины выдвинули задачу - организация обучения молодых россиян наиболее необходимым профессиям: инженерному делу, морскому делу, торговле, архитектуре, делопроизводству и т.п. Профессиональное образование более высокого уровня приобреталось в Европе, специалисты среднего и нижнего звена готовились внутри страны.

Следующие группы указов имеют примерно одинаковое количество распределения. Это законодательные акты, относящиеся к государственному управлению учебным процессом, распределяющие детей по учебным заведениям. Первая из приведенных совокупностей оговаривала содержание образования, порядок изучения учебных дисциплин. Вторая группа документов представлена такими указами, как указ от 26 сентября 1701 г. "О невозбранении обучаться в Киевской Академии Русским приходящим из других стран людям"; от 15 января 1708 г. и от 11 ноября 1710 г. об определении детей церковнослужителей в Греческие и Латинские школы и т.п. Эта группа законов свидетельствует о сословном характере российской школы первой четверти ХVIII в.
Оставшиеся из общего числа указы распределялись по следующим совокупностям: законодательные акты о финансировании учебных заведений, отдельных учащихся; о направлении выпускников; об открытии учебных заведений и академии.

Анализ первой из перечисленных выше групп позволил сделать вывод о том, что финансированием учебного процесса в первую очередь занималось государство. Из казны выделялись средства на приобретение учебной литературы, "комовые деньги" учителям и ученикам. Государство обеспечивало и обучение молодых людей за границей. Причём в последнем случае запрещалась финансовая поддержка со стороны родителей и других частных лиц, о чём свидетельствует указ от 7 сентября 1710 г. Содержание учебных заведений входило также и в обязанности церкви, под её финансовым контролем находились первоначально цифирные школы, а затем и архиерейские.

Группа указов, условно обозначенная как "Направление выпускников", характеризует различные сферы применения подготовленных специалистов:
    сфера образования - направление учащихся математической школы и школы адмирала Апраксина в губернии для обучения детей арифметике и геометрии (указы от 20 января 1714 года, от 28 декабря 1715 г., от 18 января 1716 г.);
    церковная служба - направление священников, прошедших обучение, в армейские полки (указ от 21 января 1723 г.) и для распространения православия среди народов Российской империи (указ от 19 марта 1725 г.);
    картография - направление учеников Санкт-Петербургской Академии для сочинения ландкарт (указы от 9 и 22 декабря 1720 г.).

Важное значение для становления государственной системы образования имеют указы группы "Открытие учебных заведений". Ими заложены основные принципы и направления её развития. В эту группу вошли указы, сопровождавшие открытие типовых учебных заведений (цифирная школа, архиерейская школа, Морская Академия, семинария, гимназия и университет в рамках Академии Наук) и конкретных учебных заведений (семинарии в Москве и Санкт-Петербурге). Эти документы определяли содержание образования, для каких сословий предназначалось учебное заведение, в некоторых случаях оговаривали и их финансирование.

Таким образом, сопоставление результатов количественного и содержательного анализов указов позволило подтвердить основные характеристики политики Петра Великого в сфере образования: внимание государства к распространению образованности среди населения, профессиональная направленность большинства вновь открытых учебных заведений, их светский и сословный характер.

Похожие материалы

Информация о работе