Взаимодействие оратора и слушателя. Средства контакта. Овладение и управление вниманием слушателей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

результате действия этих законов и возникает общий настрой - положительный или отрицательный, который и влияет на установление контакта).
Аристотель дает также классификацию типов аудитории по способности "заразиться пафосом речи оратора" Эта способность аудитории обусловлена возрастом (молодые-старые), достатком (богатые-бедные), эмоциональным состоянием (счастливые-несчастливые). Ю. Рождественский пишет: "Молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к решениям и поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожной, она поэтому с трудом поддается эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки. Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений. Счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.
v Чувство аудитории", иначе это называется термином коммуникативность. Коммуникативность - важнейшее качество эффективной (убеждающей, воздействующей) речи. Коммуникативность речи (или "чувство аудитории" у оратора) проявляется в том, что у слушателей возникает ощущение живого общения с говорящим, когда слушатели наблюдают, как с ними разговаривают, как речь создается, а не зачитывается, будучи заранее написанной. Опытные ораторы должны выступать с опорой на текст. Что это значит? Написанный текст нужно хорошо осмыслить: проанализировать, выделить основные положения, названия, смысловые части, пронумеровать вопросы, продумать связи между ними, прочитать несколько раз. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Этот эффект общения со слушателями достигается ещё и таким способом: опытный оратор имитирует разговорную речь, для этого он использует короткие фразы, так как сложные синтаксические конструкции являются принадлежностью книжной, письменной речи; избегает газетных формулировок, штампов, книжных слов и выражений. Книжные слова портят устную речь, потому что связаны с некоторой торжественностью, точнее, с официальностью обстановки, т.е. отдаляют лектора от аудитории, исключая столь необходимый с ней контакт.
v Необходимо наладить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя говорить в пространство. Беседа с реальными людьми в аудитории делает речь более выразительной, а, следовательно, интересной и легко воспринимаемой. Уменье правильно направить взгляд - важное уменье оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах. Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с одного на другого (но чтоб глаза "не бегали"), чтобы ощутить контакт со слушателями.

v Уверенное поведение оратора. Твёрдость и решительность в голосе, внутреннее достоинство - это всё заставляет прислушиваться к нему, воздействует на аудиторию психологически. Ни у кого не должно быть ни тени сомнения, что оратор - обычный человек, что он может бояться, переживать, волноваться.
v Внешний вид оратора (ведь слушатель - это ещё и зритель, он оценивает всё до мелочей - костюм, причёску, жесты, мимику, позу). Взгляд не должен быть пустым, отвлечённым, отсутствующим, поза - картинной, костюм и причёска - неряшливыми. Неопрятными.
Таким образом, установление контакта - необходимое условие для передачи

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Риторика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0