Региональные факторы Дальнего Востока, влияющие на организацию коммерческой деятельности, страница 14

Ухудшение макроэкономических показателей – инфляция, спад производства, дефицит федерального бюджета – непосредственно отражается на организационных схемах ООО «ВТК».

Представляется актуальным разграничение сфер государственной поддержки завоза продукции между Федерацией и ее субъектами. При этом ООО «ВТК» осуществляет поддержку межрегиональных транспортных сообщений с регионами, удаленными от магистральной транспортной сети России. Этот факт объясняет относительно высокую устойчивость поставок предприятием угля, нефти и нефтепродуктов на Север.

Организуя северный завоз в текущую навигацию, ООО «ВТК» учло прошлогодний опыт. Опыт последних лет свидетельствует, что устанавливаемые сроки финансирования поставок, к сожалению, плохо увязаны со сроками навигации. На малых реках она открывается обычно в третьей декаде апреля – первой декаде мая и продолжается около месяца, по Северному морскому пути – проходит с середины июля до середины октября. А ведь до начала навигации необходимо закупить топливо, накопить его в пунктах перевалки в речных и морских портах, провести бункеровку судов и т.п.

В ряде субъектов Федерации вопросов с поставками на возникает. Речь идет о Ханты-Мансийском, Ямало-Немецком автономных округах, республике Коми, Архангельской области, Хабаровском крае. Вместе с тем немало регионов, требующих особого внимания со стороны федеральных органов власти при осуществлении северного завоза: их хозяйствующие субъекты хронически находятся на грани остановки. Именно для этих, самых проблемных территорий (Камчатка, Корякия, Чукотка, арктические улусы Якутии, Таймыр, Эвенкия) ООО «ВТК» вырабатывает дифференцированную политику по поддержке завоза энергоносителей и продовольствия.

На совершенствование организации поставок направлены некоторые меры правового характера. В частности, согласно разработанному Госкомсевером России и вступившему в силу 2 января 2000 г. Закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» уточнен перечень районов с ограниченными сроками завоза продукции. Изучаются реальные потребности регионов в топливно-энергетических ресурсах для снабжения населения, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Завершение этой работы позволит более объективно подходить к вопросам государственной поддержки поставок.

 В 2002 г. для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов требова­лось завезти 2315,7 тыс.т. нефтепродуктов, 4254,3 тыс.т. угля, 810,3 тыс.т. продо­вольствия.

Что же касается динамики реальных показателей северного завоза, то они были такими: наибольший объем завоза нефтепродуктов пришелся на август, сентябрь и октябрь (соответственно 517,8, 518,9, и 466,9 тыс.т.); меньше всего их завозили в апреле и мае (34,05 и 68,4 тыс.т.); наибольшее количество угля (980,9 тыс.т.) поступило в августе. По состоянию на 1 июня 2002 г. северные регионы получили только 9,3% необходимых нефтепродуктов, 8% угля и 7,6% про­довольствия.

Существовали проблемы и в транспортировке грузов. К их числу следует отнести недостаточное финансирование преднавигационной подготовки флота, в результате чего 000 "ВТК" оказалось без бункеровочного топлива и продо­вольствия для экипажей; несвоевременное предъявление грузов к перевозке; вы­сокую задолженность северных территорий перед 000 "ВТК" за транспорти­ровку грузов в 2000 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные недостатки существующей организации товародвижения связаны с досрочным завозом товаров, многосистемностью в торговле, отсутствием пря­мых смешанных перевозок с использованием наиболее прогрессивных видов транспорта, экономически необоснованным уровнем тарифов по отдельным транспортным направлениям и магистралям, несовершенством механизма рас­пределения расходов между участниками процесса товародвижения и др.