Региональные факторы Дальнего Востока, влияющие на организацию коммерческой деятельности, страница 10

Быстрый рост денежных доходов населения.

Более высокие темпы роста денежных доходов населения Дальнего Востока по сравнению с другими районами страны обусловлены интенсивным развитием ряда отраслей с более высокой оплатой труда (нефте- и газодобывающей, лесной и деревообрабатывающей и др.).

Все это относится к рабочим и служащим, следовательно, ко всему населе­нию Дальнего Востока — городскому и сельскому.

Однако мероприятия по повышению денежных доходов не подкрепляются соответствующим ростом товарного обеспечения. В связи с этим для Дальнего Востока характерен рост размера неудовлетворенного спроса.

По мере повышения благосостояния и культурного уровня населения всей страны жители дальневосточных районов в большей степени стали ощущать различия в уровне развития не только торговли, но и сферы общественного об­служивания в целом. Это явилось одной из причин оттока населения за пределы региона. В итоге в ряде областей сложилось такое положение, что проблема обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами может быть решена лишь при условии создания здесь равноценного по отношению к центральным районам страны комплекса условий жизни. А он определяется, прежде всего, объ­емом и структурой потребления материальных и духовных благ.

Следовательно, существующие социально-экономические условия Дальнего Востока определяют необходимость ускоренного развития сферы общественно­го обслуживания в целом, и в том числе необходимость более высоких темпов роста товарооборота, сети розничных торговых предприятий и совершенствова­ние всей системы организации торгового обслуживания.

Особенности современных путей сообщения.

Объективной необходимостью осуществления процесса общественного воспроизводства является пространственное перемещение товаров от произво­дителя до потребителя. Эти многообразные связи обеспечивает транспорт.

Для транспортной сети Дальнего Востока характерна концентрация в юж­ных, наиболее освоенных районах железнодорожных и основных автомобиль­ных магистралей.

Железнодорожный транспорт больше всего влияет на размещение оптовых торговых предприятий, поскольку он используется преимущественно для даль­них перевозок товаров, т. е. обеспечивает транзитные поставки из других эконо­мических районов или из одной области в другую внутри региона.

По насыщенности территории автомобильными дорогами дальневосточная часть России также значительно отличается от западных областей. Существенные различия в степени развития автомобильных дорог наблю­даются и внутри региона.

В некоторых областях Дальнего Востока из-за особенностей природных ус­ловий и низких технических характеристик автодорог невозможна круглогодовая эксплуатация последних, поэтому необходимо сохранять здесь кроме район­ного оптового звена еще и распределительные склады.

От возможности круглогодовой эксплуатации автодорог зависит не только величина товарных запасов в низовых оптовых звеньях, но и периодичность, и размеры завоза товаров в розничную торговую сеть. Это также определяет при­менение передвижных средств торгового обслуживания. Но транспортная дос­тупность центров межселенного обслуживания зависит не только от расселения и состояния дорог, но и от наличия в этих районах регулярного автобусного со­общения.

При относительно слабом развитии автомобильных и железных дорог, сложности и высокой стоимости их строительства на значительной части Мага­данской, Камчатской, Сахалинской областей, в северных районах Хабаровского и Приморского краев, Амурской области основное значение приобретает водный транспорт. Зачастую он является здесь единственно возможным средством пере­возки массовых грузов. Однако в той или иной мере данный вид транспорта об­служивает территорию и всех остальных областей Дальнего Востока.