Выдающийся авиационный военачальник - Павел Федорович Жигарев, страница 6

В результате весной 1942 года генерал-полковника П.Ф.Жигарева переводят на Дальний Восток с понижением - командующим ВВС Дальневос-точного фронта. На Дальнем Востоке боевые действия не велись, но обстановка была крайне напряженной.

У наших границ сосредоточилась Квантунская армия. Она состояла из отборных, наиболее подготовленных и натренированных для действия в горно-таежной местности войск, была снабжена значительным количеством боевой техники, боеприпасов, продовольствия и могла вести длительные боевые действия. Всего в Квантунской армии насчитывалось 31 пехотная дивизия, 9 пехотных и 2 танковые бригады, а также 2 авиационные армии (более 1800 самолетов).

Кроме этого, на Южном Сахалине и Курильских островах имелись три пехотные дивизии и части усиления. Авиация в этом районе насчитывала 150 самолетов. Таким образом, группировка противника, противостоявшего советским войскам на Дальнем Востоке, имела общую численность более 1,2 млн.человек.

Потребовалось принять ряд мер, направленных на повышение боеготовности наших авиачастей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке. Командующий ВВС Дальневосточного фронта генерал П.Ф.Жигарев заботился о выделении необходимых материальных средств для расширения программы учебно-боевых полетов летчиков-дальневосточников. Он настойчиво внедрял опыт Великой Отечественной войны в практику боевой подготовки авиачастей.

В 1944 году началось перевооружение авиации Дальнего Востока. Генерал П.Ф.Жигарев умело организовал изучение личным составом новой авиационной техники. Перевооружение проходило планомерно, без всякого снижения уровня боеготовности ВВС дальневосточной группировки войск.

Во время войны с милитаристской Японией с 9 августа по 2 сентября 1945 года Павел Федорович командовал 10-й воздушной армией, входившей в состав 2-го Дальневосточного фронта. Армия представляла собой достаточно мощное авиационное объединение, включавшее в себя одну бомбардировочную авиадивизию, две штурмовых и три истребительных авиадивизии, а также две смешанные авиадивизии. Боевой состав 10-й воздушной армии насчитывал - 1095 самолетов.

Район боевых действий армии простирался от Благовещенска на западе, Камчатки и Курильских островов на востоке и Харбина (Китай) на юге. Соединения 10-й воздушной армии действовали на нескольких направлениях, удаленных одно от другого на 500...1000 км. Командарм П.Ф.Жигарев спланировал на сахалинском направлении в полосе 2-й Краснознаменной армии применение 18-го смешанного авиакорпуса (359 экипажей), на сунгарийском направлении в полосе 15-й армии применение 29-й и 254-й истребительных авиационных дивизий, 253-й штурмовой авиационной дивизии, 83-й бомбардировочной авиационной дивизии, а также разведывательных авиаполков (532 экипажа), на жаохейском направлении в полосе 5-го стрелкового корпуса применение 308-го истребительного авиационного полка (40 экипажей). На Сахалине по его указанию была сосредоточена 255-я смешанная авиадивизия в количестве 106 самолетов, а на Камчатке - 128-я смешанная авиадивизия в составе 68 самолетов.

Очень сложно было управлять авиационными соединениями, действовавшими на разобщенных направлениях в самых различных климатических и оперативных условиях. И все же П.Ф.Жигарев успешно справился с этой трудной задачей. В ходе проведения Маньчжурской наступательной операции командарм главное внимание уделял руководству действиями авиации на сун-гарийском направлении. Здесь наши летчики совершали налеты на корабли японской флотилии, железнодорожные эшелоны на участке Цицикар-Харбин, узлы сопротивления противника, прикрывали наши наземные войска и корабли Краснознаменной Амурской флотилии от ударов с воздуха, вели разведку.

Главный маршал авиации

П.Ф.Жигарев, 1955 г.

 Наибольший результат давало применение авиации в тесном взаимо­действии с наступающими войсками и речной флотилией. В условиях заболоченной местности данных районов Маньчжурии войска были крайне привязаны к имеющимся коммуникациям и ограничены в маневре. Это давало возможность противнику сравнительно небольшими силами удерживать переправы, мосты, дефиле. Авиация, действуя даже небольшими группами (звено-эскадрилья), подавляла живую силу и огневые средства противника на период, необходимый для подхода и овладения этими объектами наземными войсками. Особо отличились в боях авиасоединения, которыми командовали подполковники И.А.Кочергин, Н.А.Силаев, К.Т.Цедрик. Своими эффективными ударами авиация способствовала быстрому развитию наступления войск 2-го Дальневосточного фронта в глубь Маньчжурии.