Выдающийся авиационный военачальник - Павел Федорович Жигарев, страница 2

Стране были нужны  высокообразованные авиационные командиры, способные освоить поступавшие на вооружение Военно-Воздушных Сил более совершенные по тому времени отечественные самолеты. Такие, например, как тяжелые бомбардировщики - двухмоторные ТБ-1, четырехмоторные ТБ-3, легкие бомбардировщики и разведчики Р-5, истребители И-5. К тому же формировались новые авиационные части, авиационные эскадрильи сводились в бригады, насчитывавшие до 100 боевых машин в каждой.

Обучение в академии базировалось на серьезной научной основе. Особенно глубоко изучались такие авиационные дисциплины, как теория полета, самолетовождение, бомбометание, воздушная стрельба. Теоретические знания закреплялись на практических полетах, которые проводились на Центральном аэродроме, где базировалась учебная эскадрилья академии.

Павел Федорович учился упорно и настойчиво. Полетные задания в качестве летчика-наблюдателя выполнял с особым старанием. Начальник факультета, оценивая его учебу в выпускной аттестации отметил: "Много работая над собой, всегда был упорен, настойчив и аккуратен. Дисциплинирован и тактичен. Имеет склонность к научно-исследовательской работе. Обладает хорошими инструкторскими и методическими навыками. Достоин выдвижения на должность адъюнкта в Военно-воздушной акаде-мии".

После окончания академии П.Ф.Жигарев был оставлен адъюнктом в академии, но педагогическая деятельность не прельщала молодого авиационного командира. В 1933 году по личной просьбе П.Ф.Жигарев был откомандирован на должность начальника штаба 1-й военной школы пилотов, которая находилась в г. Каче (Крым). Там без отрыва от основной работы он освоил технику пилотирования и получил диплом летчика. Позже  Павел Федорович был назначен командиром 48-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, а затем - командиром 52-й авиабригады в Белорусском военном округе. В начале 30-х годов продолжала расти боевая мощь наших ВВС. На вооружение поступили скоростные самолеты: бомбардировщик СБ, истребители И-15, И-16. В авиационные части прибывали молодые летчики, имевшие, как правило, хорошую общеобразовательную подготовку и разбиравшиеся в сложной авиационной технике. Делу совершенствования их летного и боевого мастерства отдавал все силы полковник П.Ф.Жигарев. Он умело готовил подчиненных к предстоящим боям. А в том, что они не за горами, не было сомнений: пылал костер в Испании, неспокойно было на Дальнем Востоке, японские войска вторглись в Китай.

Решением Советского  правительства на выручку китайскому народу было послано несколько авиационных групп истребителей и бомбардировщиков - всего около 200 самолетов. Руководство ими было поручено полковнику П.Ф.Жигареву. Здесь впервые раскрылся талант Павла Федоровича как военачальника: его способность быстро и верно оценивать обстановку, умение сосредоточивать усилия авиации на решении важнейших задач, настойчивость при выполнении намеченных целей.

Японская авиация имела в количественном и качественном отношении значительное превосходство. Чтобы победить врага, требовалось немалое искусство. Прежде всего нужно было собрать силы авиации в единый ударный кулак, обеспечить численное превосходство над против­ником на решающих направлениях. Именно так поступил Павел Федорович в апреле 1938 года при отражении налетов японской авиации на Ханькоу. По его решению на аэродромах, расположенных вблизи этого города, было сосредоточено более 100 истребителей. И когда посты оповещения сообщили о приближении крупных групп японских бомбардировщиков, в воздух сразу поднялось несколько десятков наших самолетов. Истребители И-15 встретили врага на высоте 4000 м и завязали бой с первыми группами. А затем сверху на основные ударные группы японских бомбардировщиков навалились скоростные истребители И-16. В этом бою японцы потеряли 36 самолетов. У нас не вернулись на аэродром только два самолета.

Многие советские летчики-добровольцы, подчиненные Павла Федоровича, в последующие годы стали крупными военачальниками. Так, П.В.Рычагов в предвоенные годы был начальником Главного управления ВВС РККА - заместителем Наркома обороны; генералы Т.Т.Хрюкин, Г.П.Кравченко, Ф.П.Полынин - в годы Великой Отечественной войны командовали воздушными армиями.