Пути решения проблемы безработицы, страница 2

Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки и помочь им вновь войти в ритм трудовой жизни. Результаты этой работы могут быть очень полезны для муниципальных и региональных властей. Программы общественных работ имеют долгую историю.

Они могут играть в экономике позитивную роль при хорошей их организации. В годы Великой депрессии в США появились общественные работы, чтобы заложить основу для развития дорог.

Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных граждан в работе по созданию базовой инфраструктуры, укрепление трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных компаний и других, предоставление социальных услуг для пожилых людей и инвалидов. Вполне возможно, и другие формы участия безработных граждан и общественно-полезному труду.

В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ , чтобы привлечь на работу безработную молодежь. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они работают и организованы.

В России, общественные работы еще не нашли своего места. В 2005 году только 18,7% получили помощь в службах занятости, им была предложена социальная работа. У нас эти рабочие места не очень привлекательны. Это связано прежде всего с тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. И самое главное - если человек в последующем обращении в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последнее. И в соответствии с этой работой, ему будет предложена подходящая работа. А как вы знаете, общественные работы не требуют специальных навыков.

Другим важным аспектом минимизации безработицы должна быть организация подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна в первую очередь рассматриваться как важный компонент процесса формирования человеческого капитала.

Такое состояние работы и общества неразрывно связаны с формированием экономики знаний. В то же время количественные и качественные характеристик иподготовки и переподготовки кадров должны соответствовать потребностям экономики в кадрах, и обеспечить не только текущие, но и будущие потребности, если есть спрос и предложение труда.

Решения этих проблем может способствовать широкому использованию модульной системы профессионального обучения. Они были использованы в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.

Эта система позволяет человеку получить практические навыки, необходимым для оптимального количества теоретических знаний

Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения, может кардинально изменить ситуацию на рынке труда путем совершенствования навыков, овладения дополнительными профессиями и специальностями.

В целях реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость правительству необходимо разработать соответствующие целевые программы, которые предлагают основу для действий на рынке труда в России в течение определенного периода времени. Значение таких программ, несомненно, велико.

Большая часть работ по их реализации на государственной службе занятости. То есть, она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, безопасности рабочих, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.

В то же время, анализ всей системы показывает, что она работает в первую очередь на ликвидацию безработицы, для устранения последствий неравномерного распределения производственных мощностей и прав человека на работе, и эта ситуация должна измениться. Службы занятости должны работать преимущественно на избавление от безработицы.

Их главная задача - определить возможные вспышки массовых увольнений, например, в связи с модернизацией крупных предприятий, внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. деятельность, связанная с изменением в профессиональной структуре занятого населения.

Наличие этой информации позволит службе занятости своевременно организовать необходимую переподготовку.

Не менее важным является информация службы занятости по помощи безработным. Конвенция МОТ № 88 1998 года о том, что службы занятости должна иметь информацию о рынке труда, не только региона , но и всей страны в контексте отдельных секторах.

Сегодня служба занятости в России, как правило, имеет только информацию о регионе. Кроме того, данные о вакансиях, кажется далеки от истины. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах низкоквалифицированной рабочей силы. Эта ситуация значительно ограничивает возможности безработных.

Другим не менее значимым недостатком информации является то, что службы занятости не имеет никакой информации о вакансиях в других регионах страны.  Эта ситуация представляется довольно странной.

При оценке службы занятости, мы должны признать, что у нее есть большие резервы. Их мобилизация может способствовать повышению заработной платы работников сферы услуг занятости.

Необходимо привлечь больше квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только разработать систему мер, но и рассчитать  какой ценой - человеческими, материальными, финансовыми, ресурсами необходимо располагать для их реализации.

Решение проблемы безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этих мероприятий может быть обеспечен только тогда, когда научно-техническая политика четко определит приоритеты и условия финансирования данной сферы.