Проблема добра и зла в философии Л.Толстого и Ф.Достоевского. Проблема добра и зла в русской религиозной философии, страница 3

Философия Достоевского в плане отношений между добром и злом находила свое отражение и в философии Толстого, разделяя общие принципы противопоставления добра и зла, и протеста злу, как разрушающей бытие силе, несущей хаос человечеству в общем, и каждому человеку в отдельности.

Таким образом, центральная для философии и творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского проблема добра и зла нашла у каждого из них свой собственный смысл и своё решение.

1.2 Проблема добра и зла в русской религиозной философии

Проблема добра и зла - в центральной русской религиозной философии XIX - XX веков.

Один из самых сложных вопросов, которые, прежде всего, возникает при рассмотрении проблемы добра и зла - это вопрос о том, как возникла эта проблема.

Согласно Н.А. Бердяеву "Изгнание человек из рая и означает, что человек упал с Богом, космос выпал из человека". Вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, человек начал различать и оценивать добро и зло с точки зрения отпадение от рая гармонии и целостности единства с Богом и природой.

Бердяев считает, что зло исходит от свободы, которая является "необоснованной основой бытия, и это глубже, чем любого существа".

Еще один вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы добра и зла является вопрос о абсолютном добре. [6, стр 130]

Рассматривает проблемы абсолютного добра в своих работах "Оправдание добра" и "Три разговора" и Вл. Соловьев (1853-1900).

Прежде всего, он был заинтересован в проблеме существования добра и зла в различных сферах жизни.

Зло проявляется в человеческом обществе как бедствие, голод, войны и т.д. Блага, связанные с устранением людей, которые являются источником зла в мире.

Человек, по мнению Соловьева, делает сознательный выбор между злом и добром. Достигается синтез с Богом, все люди не могут выступать в качестве отчуждения от Бога, отдельного существования.

Распад единства на множество отдельных элементов мира во зле, убежище при проявлении страдания и разделения. Разложение целостности добра сохраняется в каждом существе, как его идеального образа, как его уникальный план творения.

Из-за этого история находит цель и смысл. Так, в конечном счете, говорит Соловьев, исторический процесс, связанный с одобрением и победой добра.

Значения считаются моральный философ, как универсальный, абсолютный и универсальный . Поэтому, разрабатывая концепцию автономии Соловьев морали , потому что моральные вопросы являются имманентным в природе и основана исключительно на опыте , изначально содержащий идею добра .

Лосский (1870-1965) в "Свободе" подчеркивает абсолютный характер категории добра. Он считает ее абсолютной онтологической ценностью, то же самое для всех существ, которые воплощаются в полноте жизни.

Для Лосский во главе стоит добро, но зло исходит от человека и от злоупотребления им свободы и воли. Эгоизм как аморальность приносит зло в мир, порождает различными ее проявления - от стихийных бедствий до революций и восстаний.

Лосский подчеркивает, что человек становится реальным человеком, когда он понимает и принимает абсолютные значения (доброта, истина, красота) и делает его жизнь в целях их реализации, соблюдая долг.

Конечная цель жизни любого человека, по Лосскому, - абсолютная полнота бытия, преодоление разрыва между Богом и миром. Полнота бытия - это не только общение с Богом, но творчество человека, лишенного эгоизма, направленное на создание абсолютных значений.

Моральное разложение зла, говорит Лосский, связано не только с эгоизмом, но и с гордостью, что сопрягается с богоборчеством.

Человек, который ушел от добра, по мнению философа, является только потенциальной, а не фактической личностью. Таким образом, человек как моральный субъект может быть обожествлен и войти в "небо", в Царствие Божие, или он может быть приведен в глубины бессознательного существования. [6, стр 170-171]

И.А. Ильин (1883 - 1954), посвящяет этому вопросу все свое философское исследование "О сопротивлении злу силой", считает, что "невмешательство" в смысле отсутствие какого-либо сопротивления злу,  будет означать признание, и давать ему свободу, которая, в свою очередь, помогла бы узаконить слабость, эгоцентризм, отсутствие воли в человеке.

Тем не менее, это не означает, призыв к беспощадной борьбе со злом, как способ преодоления его радикала. Ситуация гораздо сложнее.

Правда преодоление зла может быть достигнуто только на пути внутреннего очищения и духовного возрождения человека. «Кто хочет по-настоящему противостоять злу и преодолеть его, он должен не просто подавить симптомы, и это не только для того, чтобы остановить его внутреннее давление», - пишет Ильин И.А. .