Во что играют подростки?, страница 3

Юмористические забавы

В этих играх подростки развлекаются, веселятся... И здесь, как и в шестом классе, учащийся может, с одной стороны, не принимать на себя роль, а с другой стороны — подросток может принимать на себя роль, которая признается в сообществе сверстников, и действует в соответствии с этой ролью. Отличительной особенностью этих игр является то, что подростки демонстрируют свой интеллектуальный потенциал (об этом может говорить, например, "качество" острот...), а также привносят элементы романтики, риска.

Подражательные игры

Это могут быть игры, в которых подросток "надевает" на себя известную роль и демонстрирует при этом то, что может отличать именно эту персону (привычки, голос, походку); это кратковременные игры. Но есть игры, в которых подросток буквально реализует свои представления о взрослости, исполняя некую желаемую роль, и эти игры длительны. Так, в девятом классе наблюдался феномен иерархического разделения, по словам школьников, на "аристократию", "середняков" и "низы". При этом подростки, принимая на себя роль, соответствующую их способностям и индивидуальным ожиданиям, демонстрируют соответствующее данной роли поведение (например, "аристократ" — хорошо учится, активно участвует в жизни класса и школы, занимается спортом, имеет хорошее чувство юмора...).  

Интеллектуальные игры

В основе этих игр лежит исследовательский рефлекс "что такое", но отсутствуют воображаемые условия, роли, сюжет. В таких играх школьник может проявить догадку, смекалку в умственной деятельности...

Спортивные игры

В девятом классе отношение к спорту - уже как к некоторой ответственной деятельности. Здесь жесткие, неизменяемые правила, нормированные пространства. Спорт для девятиклассников — это "место", где можно преодолеть себя и других (например, подростки обсуждают, кто успешнее, у кого лучше результат, с чем это связано...).

В ходе наблюдения также было замечено, что в связи с появляющимся в этот период "чувством взрослости", когда подросток настойчиво стремится к признанию своей личности взрослыми, но при этом не имеет реальных возможностей, чтобы утвердить себя среди них, подросток осуществляет поиск таких возможностей именно в игре. То есть он выстраивает игру таким образом, чтобы, с одной стороны, можно было бы проверить свои силы и возможности, а с другой стороны — игра с ее условностями позволяет обезопасить себя от возможного промаха. Ведь прежде чем выдвигать требование в признании его [подростка] как равного взрослым, необходимо проверить свои силы, свое соответствие. А игра как раз создает условия для такого рода "проверки". Иначе говоря, игра — это место пробы (себя, своих возможностей, своего соответствия). Именно поэтому огромное количество игр в этом возрасте построено на интриге "познай себя", "проверь себя". Например, юмористические, интеллектуальные игры — в них подросток демонстрирует свой интеллектуальный потенциал, выявляет "пределы" своих возможностей. В двигательных, спортивных играх подросток обнаруживает свои физические возможности, а в подражательных — примеряя, пробуя какую-нибудь взрослую роль, как бы проверяет свое соответствие обществу взрослых.

В процессе исследования было проведено анкетирование на выборке, состоящей из 44 человек (из которых 23 человека — шестиклассники, а 21 человек — учащиеся 9 класса).

По результатам анкетирования выяснилось, что у подростка появляется серьезное отношение к игре (то есть подросток не выделяет игровую ситуацию из реальной). Причем в младшем подростковом возрасте такого рода отношение к игре только появляется, а оформляется только к концу подросткового периода развития. То есть игра для младших подростков — это в первую очередь отражение чисто детских «досуговых» интересов (например, игра — это "развлечение", "веселье"), а во вторую — в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании его взрослыми как равного им — отношение к игре изменяется, потому что игра для подростка уже выступает тем местом, где можно "получить у других людей (знакомых и незнакомых) оценку своих возможностей" [1, с. 231] (отсюда игра — это "умственные тренировки").