Электрическая централизация системы ЭЦ-12-03: Учебное пособие по дисциплине «Станционные системы автоматики и телемеханики», страница 16


Рис. 25. Алгоритм размыкания маршрутов


Отмена маршрута выполняется в соответствии с алгоритмом, приведенным на рис. 25. Начало алгоритма (оператор <1>) соответствует исходному состоянию: маршрут установлен, светофор, его ограждающий, открыт.

ДСП нажимает на пульте управления кнопку ОГ (рис. 3) – групповую кнопку отмены (оператор <2>). Размыкание контакта кнопки приводит к выключению реле ОГ (оператор <3>), которое своими контактами отключает подачу питания в шины ПГ, МГ и подключает полюс П к проводу СВВ (оператор <4>). На табло мигающим светом загорается светодиод ОГ.

При нажатии кнопки закрываемого светофора (оператор <5>) включается соответствующее кнопочное реле (рис. 4), переключающее своим контактом цепь самоблокировки сигнального реле с полюса М (П) на шину МГ (ПГ), питание от которой в этот момент отключено (рис. 15, 16, 17). Контактом реле КН включается реле 1С (рис. 3). В зависимости от категории маршрута выключается основное поездное или маневровое сигнальное реле. Выключение дополнительных поездных сигнальных реле происходит без замедления, поскольку цепь включения реле ВКЗ на рис. 18 оказывается разомкнутой контактами реле ОГ и 1С. Итак, светофор закрывается (оператор <6>). С контролем фактического закрытия сигнала (замкнут тыловой контакт сигнального реле), свободности трассы маршрута (замкнут фронтовой контакт реле КСМ) и комплектов выдержки времени (наличие питания в шине СВВ) включается реле отмены ОТ (оператор <8>), расположенное в схемном узле закрывшегося светофора (рис. 12, 13, 14). Фронтовыми контактами реле КС и ОТ в провод ВВ подается полюс М (оператор <9>).

Как уже отмечалось, при необходимости ДСП может одновременно отменить несколько маршрутов. Для этого он, не отпуская кнопку ОГ, нажимает начальные кнопки других закрываемых светофоров. При этом схемы работают аналогично рассмотренному.

Отпускание кнопки ОГ (оператор <10>) приводит к выключению одноименного реле (оператор <11>) и включению его контактом реле ВВ от одноименного провода (оператор <12>). Реле ВВ включает свой повторитель ВВ1 и тем же контактом отключает питание от провода СВВ, фиксируя этим занятость комплектов выдержки времени. С этого момента и до освобождения комплектов отмена других маршрутов невозможна (операторы <7>, да и <45>). Нажатием кнопок ОГ и начальной можно только перекрыть сигнал, а размыкание маршрута не произойдет. Другие контакты реле ВВ1 подключают питание к блокам выдержки времени ОСБ, МСБ, ПСБ (оператор <13>).

По истечении 6 с (оператор <14>, да) на выходе блока ОСБ включается реле ОВ (оператор <15>), которое своим контактом подключает полюс П к шине ПОВ и отключает реле ООВД (оператор <16>). Питание ПОВ поступает в схему разделки маршрутов со стороны начала маршрута через фронтовые контакты реле ИП и ОТ (рис. 12, 13, 14). Если один из отменяемых маршрутов замкнут предварительно (оператор <17>, да), то в схемных узлах изолированных секций включаются реле Р (оператор <18>). Тыловые контакты этих реле размыкают цепь контрольно-секционных реле (рис. 10, 11), реле КС по трассе отменяемого маршрута выключаются (оператор <19>). В схемных узлах изолированных стрелочных и бесстрелочных секций фронтовыми контактами реле Р включаются замыкающие реле – происходит размыкание маршрута (оператор <20>). Переключаясь, контакт реле КС отключает цепь своего медленнодействующего повторителя – реле КСМ. Кроме того, фронтовой контакт реле КС, размыкаясь, отключает подачу питания в провод ВВ из схемного узла светофора, по которому был установлен отменяемый маршрут (оператор <21>). Если маршрутов, отменяемых с другой выдержкой, больше нет, то питание в шине ВВ будет отсутствовать (оператор <22>, да), что приведет к выключению реле ВВ постового комплекта. Выдержав замедление, выключится реле ООВ, цепь которого была разомкнута контактом реле ООВД. Отключится питание от шины ПОВ (оператор <23>), а значит, выключатся реле разделки Р. Реле ОТ выключается, поскольку его цепь оказывается разомкнутой контактом выключившегося реле КСМ. К этому времени, выдержав замедление, выключается реле ВВ1 (оператор <24>), обесточивая блоки выдержки времени и шунтируя конденсаторы внутри блоков для снятия их остаточного заряда (оператор <25>). Этим предотвращается опасный отказ – размыкание маршрута при очередной отмене с меньшей выдержкой времени. Для уменьшения износа контактных пластин реле тыловые контакты реле ВВ1 в каждом блоке дублируются, а для повышения безопасности между ними припаивается медная пластина.