Техническая эксплуатация систем железнодорожной автоматики и телемеханики за рубежом, страница 2

Во многих европейских странах продолжают эксплуатироваться релейные СЖАТ, в основном, вследствие экономической нецелесообразности их одномоментной замены на микропроцессорные системы. Эти системы выполнены, как правило, на реле не первого класса надежности, в которых допускается залипание якоря. Такие реле не требуют регламентного обслуживания (в отличие от реле первого класса надежности), и могут работать до отказа, так как их отказы не являются опасным и были учтены при создании соответствующих СЖАТ.

Техническое обслуживание и ремонт таких систем, а также напольных устройств, выполняют специалисты, имеющие подготовку в области традиционных устройств СЦБ. Эти специалисты могут работать как в составе специальных служб, аналогичных службам СЦБ Российских железных дорог, так и в составе служб или предприятий, осуществляющих эксплуатацию «смежных» объектов инфраструктуры: устройств СЦБ, электрификации и пути.

Обслуживание этих объектов сводится к выполнению двух видов операций:

восстановлению устройств после внезапного отказа;

выполнению регламентных, профилактических и сезонных работ, направленных на предупреждение постепенных отказов.

Состав и периодичность регламентных работ определяют соответствующие нормативные документы. Так, на железных дорогах ФРГ техническое обслуживание устройств СЦБ строится на основании стандарта DIN 3105 [10.3], который используют и другие европейские страны.

Релейные системы и напольные устройства СЦБ являются весьма ресурсоемкими объектами, требующими значительных эксплуатационных расходов. Поэтому на европейских железных дорогах большое внимание уделяется техническому обоснованию периодичности их регламентного обслуживания и использованию информационных технологий. К решению этих задач активно привлекаются научно-исследовательские  организации, в первую очередь входящие в структуру самих железных дорог.

Объем профилактических работ, как правило, определяет бригадир местной бригады, выполняющей основной объем работ по регламентному обслуживанию и устранение отказов на вверенном ей участке железной дороги, который составляет дефектные ведомости для бригады централизованного обслуживания. Таким образом, для эксплуатируемых устройств помимо регламентного выполняется также обслуживание по состоянию. Необходимо отметить, что при такой организации обслуживания по состоянию его качество зависит от квалификации бригадира и от его ответственности за порученное дело.

В состав сезонных работ входят чистка, смазка, покраска оборудования и другие аналогичные операции, которые в основном выполняются централизованной бригадой.

3.  Техническая эксплуатация микропроцессорных систем

Зарубежные микропроцессорные системы железнодорожной автоматики и телемеханики (системы электрической, диспетчерской централизации  и др.), также как и отечественные, изначально создавались как отказоустойчивые системы, способные продолжать свою работу при неисправности их отдельных узлов.

Высокая надежность микропроцессорных СЖАТ позволяет значительно сократить объем регламентных работ по их техническому обслуживанию. Ресурсы используемых в них вычислительных комплексов дают возможность широкого использования процедур диагностики оборудования систем, что существенно упрощает их текущий ремонт, который в большинстве случаев сводится к замене отказавшего узла запасным.

 В тоже время, ряд операций регламентного обслуживания этих систем требует определенной квалификации от выполняющего их оператора. Поэтому на зарубежных железных дорогах обслуживание вычислительных комплексов микропроцессорных СЖАТ выполняется централизованными бригадами с участием специалистов в области вычислительной техники.

Далее описываются примеры организации технической эксплуатации первых микропроцессорных СЖАТ на зарубежных железных дорогах. В первые годы включения этих систем в постоянную эксплуатацию работники хозяйств СЦБ зарубежных дорог практически не имели опыта технического обслуживания и ремонта микропроцессорных систем. То есть в то время, конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века, на зарубежных железных дорогах наблюдалась та же картина, что и в начале ХХI века на Российских железных дорогах, где с конца 90-х годов ХХ века началось строительство микропроцессорных СЖАТ.