Великий год России (Отечественная война 1812 года), страница 5

Но Наполеон Бонапарт не был бы действительно великим полко­водцем, если бы дал себя окру­жить. Используя нерешитель­ность Витгенштейна и ошибки Чичагова, он сумел перехитрить их, начав возводить ложную пере­праву через Березину, построив мосты у Студенки. Французам в итоге удалось избежать полного уничтожения в сражении на Бере-зине. Историки считают, что именно на Березине исчезла как таковая наполеоновская "Великая армия".

Во главе остатков своей армии император Наполеон добрался до Сморгони. Здесь он оставил их и в сопровождении небольшого конвоя 24 ноября отбыл в Париж. В ходе дальнейшего преследова­ния  остатки  наполеоновских войск были почти полностью уничтожены.

Великий французский завоева­тель потерял на просторах России более 500 тысяч человек, всю ка­валерию и почти всю артиллерию. От полного разгрома уцелели только фланговые корпуса Мак-дональда и .Шварценберга, кото­рых спасло поспешное отступле­ние.

Русской армии блистательная победа в Отечественной войне 1812 года тоже далась дорогой це­ной. Она потеряла около 300 ты­сяч человек.

Освобождение территории Рос­сийской империи от неприятеля завершилось 14 декабря.

В приказе по армии от 21 дека­бря "спаситель Отечества" гене­рал-фельдмаршал Михаил Илла­рионович Кутузов, князь Смолен­ский поздравил войска с полным изгнанием врага из пределов Рос­сии и призвал их "довершить по­ражение неприятеля на собствен­ных его полях".

В 1812 году народ России спас свое Отечество от иноземного по­рабощения, отстоял честь госу­дарства и свою национальную не­зависимость. Воины русской ар­мии показали высокие боевые ка­чества, мужество, массовый геро­изм и самоотверженность.

Разгром "Великой армии" на полях России, а также последую­щие заграничные походы русской армии 1813 - 1814 гг. сыграли ре­шающую роль в освобождении стран континента от наполеонов-

ской тирании. Французская импе­рия рухнула после того, как союз­ные войска вступили в повержен­ный Париж.

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове руково­дителю занятия необходимо подчерк­нуть важность темы, определить цель занятия, назвать основные его вопросы, а также обратить внима­ние слушателей на то, что по данной теме будет проводиться беседа.

2. При изложении первого вопроса желательно, используя географичес­кую карту (соответствующую кар­ту по истории России) показать ру­бежи расположения армии Наполео­на перед вторжением на террито­рию России и русских войск. Затем проанализировать причины отступ­ления русской армии, рассказать о важнейших сражениях с демонстра­цией примеров героизма русских сол­дат и офицеров, подчеркнуть всена­родный характер борьбы с завоева­телями.

3. При рассмотрении второго во­проса необходимо раскрыть меры по организации   М.И.   Кутузовым контрнаступления русской армии, показать его замысел и роль различ­ных родов войск в обеспечении успеха русской армии в крупных сражениях и в окончательном изгнании фран­цузской армии из России. Целесооб­разно раскрыть историческое значе­ние Отечественной войны 1812 года.

4. В заключение занятия следует сделать выводы, ответить на во­просы слушателей, дать рекоменда­ции по подготовке к беседе и изуче­нию литературы.

5. В часы самостоятельной рабо­ты поручить 1-2 слушателям под­готовить тематические выступле­ния и порекомендовать им литера­туру, довести до группы основные и дополнительные вопросы беседы, ор­ганизовать просмотр кинофрагмен­тов по теме занятия и изучение ре­комендованной литературы.

6. В ходе контрольного занятия заслушать тематические выступле­ния, обсудить ранее указанные во­просы, обратив особое внимание на раскрытие подвига русского солдата в этой войне. В заключение подвести итоги, отметить наиболее актив­ных слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

Рекомендуемая литература:

1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII - XIX вв. Учеб. для 10 кл. - М.: Просвещение, 1996.