Системы диагностирования. Алгоритмы диагностирования и методы их построения, страница 6

          – в режиме основной работы (время ), в течение которого осуществляется функциональное диагностирование при помощи встроенных схем контроля.

          Для большинства систем ЖАТС характерным является отсутствие режима ожидания, так как на железнодорожном транспорте осуществляется непрерывное наблюдение за состоянием железнодорожных объектов, а управление движением поездов также представляет собой непрерывный технологический процесс. В современных системах ЖАТС широко используются тестирование и функциональное диагностирование.

2.4. Алгоритмы диагностирования и методы их построения

          Любая задача диагноза решается при помощи реализации соответствующей процедуры, в основе которой лежит алгоритм диагностирования, который представляет собой совокупность предписаний в виде последовательности проверок и правил обработки их результатов для получения общего результата диагностирования. Различают алгоритмы проверки исправности, работоспособности и поиска неисправности. Их строят на основе соответствующих тестов и словарей неисправностей. На рис. 2.11 приведена классификация алгоритмов диагностирования, в соответствии с которой можно выделить три вида алгоритмов: безусловный с безусловной остановкой, безусловный с условной остановкой и условный с условной остановкой.

Рис.2.11. Классификация алгоритмов диагностирования

          Безусловный алгоритм задает одну фиксированную последовательность проведения проверок, при этом информация о техническом состоянии объекта фиксируется и обрабатывается последовательно независимо от результатов предыдущих проверок. В условном алгоритме предусматривается назначение каждой последующей проверки в зависимости от результата анализа предыдущих проверок.

          Если заключение о техническом состоянии объекта может быть сделано только после проведения всех проверок, предусмотренным алгоритмом, то такой алгоритм называют алгоритмом с безусловной остановкой. Если выдача результата диагностирования возможна после выполнения каждого или некоторых промежуточных шагов алгоритма, то последний называют алгоритмом с условной остановкой. Условный алгоритм всегда является алгоритмом с условной остановкой.

          Наиболее распространенными формами представления алгоритмов диагностирования являются таблицы и древовидные графы. Безусловные алгоритмы с безусловной остановкой представляются в виде таблиц, в качестве которых, например, выступают словари неисправностей (см. табл. 1.8 и 1.10). В этом случае поиск неисправного элемента требует выполнения всего множества проверок, включенных в тест, с фиксацией их результатов. На основе анализа полной совокупности этих результатов делается вывод о месте неисправности.

          Безусловный алгоритм с условной остановкой представляется в виде графа. Рассмотрим, например, граф (рис. 2.12, а), который моделирует алгоритм поиска неисправности по табл. 2.2.

Рис.2.12. Схемы безусловного (а) и условного (б) алгоритмов

                 диагностирования

 Корневая вершина графа представляет множество  всех рассматриваемых технических состояний объекта, а остальные вершины – подмножества состояний, выделяемые в результате деления множества  и его подмножеств по результатам элементарных проверок. Висячие вершины соответствуют подмножествам эквивалентных состояний. Исходящими из вершин дугами изображаются элементарные проверки, а заходящими дугами – результаты этих проверок. Заданный алгоритм предусматривает подачу проверок в фиксированной последовательности –  (так, как они расположены в табл. 2.2). Однако выполнение алгоритма может быть остановлено на любом этапе, если выделилось подмножество состояний, соответствующее висячей вершине. Так, на первом этапе алгоритма при выполнении проверки  получение результата 0 останавливает алгоритм, так как выделено подмножество эквивалентных состояний . В противном случае применяют проверку  и алгоритм продолжается.

Т а б л и ц а   2.2