Системы автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия, страница 6

          В случае трех-четырехкратного увеличения сигнального тока АЛСН начинает работать АРУ.

          Принцип действия АРУ заключается в сравнении каждого сигнала на входе схемы АРУ по уровню /амплитуде/ с уровнем предыдущего сигнала. Если уровень следующего сигнала больше или равен уровню предыдущего, то схема АРУ пропускает этот сигнал на вход третьего каскада усилителя. В противном случае, сигнал на базу транзистора VT3 пропущен не будет. Таким образом, схема АРУ представляет собой своеобразное пороговое устройство с динамически изменяемым порогом. При этом “запоминание” уровня предыдущего сигнала /порога срабатывания/ выполняют конденсаторы C7 и С8. при увеличении сигнального тока в 3-4 раза на конденсаторах С7 и С8 появляется дополнительный потенциал ограничивающий токи, протекающие через стабилитроны VD3 и VD4. Вследствии этого “лишнее” напряжение, постоянно увеличивающееся по мере приближения локомотива к кодирующему концу рельсовой цепи, будет накапливаться на конденсаторах, а его практически неизменная переменная составляющая, несколько превышающая напряжение на конденсаторах, будет пропускаться на базу транзистора VT3. Следовательно, токи базы транзистора VT3 будут практически неизменны и не будут зависеть от уровня сигналов АЛСН.

          Если же напряжение на входе усилителя уменьшится, что будет иметь место при прекращении тока АЛСН и возникновения затухающих колебаний в локомотивных фильтрах, а также затухающих колебаниях в фильтрах, вызванных импульсными помехами, то через схему АРУ сигнал переменного тока проходить не будет. Это объясняется тем, что уменьшение амплитуды затухающих колебательных сигналов на выходах фильтров будет происходить быстрее разряда конденсаторов С7 и С8 схемы АРУ. Поэтому транзистор VT3 перейдет в рабочую точку, выходное реле И выключится и искажения выходного сигнала усилителя за счет возможного удлинения импульса кода АЛСН не произойдет.

          Реактивность схемы АРУ, то есть время перехода в исходное состояние после принятия сигнала максимального уровня, составляет 1,5 с.

          Стабилизация напряжения питания первых трех каскадов усилителя осуществляется стабилитроном VD5 /типа КС 518 А/ и резисторами R25, R25. Недостатком этой схемы является выбор режима работы стабилитрона близким к предельно допустимым токам стабилизации, что потребовало для охлаждения стабилитрона установить радиатор.

          Четвертый – выходной каскад усилителя собран по двухтактной схеме на транзисторах VT4, VT5. стабилизацию напряжения его питания обеспечивают стабилитрон VD6 /типа Д 815 Ж/ и резистор R20. Транзисторы VT4 и VT5 работают в ключевом режиме, попеременно вырабатывая импульсы постоянного тока в цепь обмотки реле И. Резистор R21 ограничивает ток в обмотке реле. Конденсатор

C10 /30 мкФ/ служит для сглаживания пульсирующего напряжения питания реле И.

          Выходной узел усилителя включает реле И и его контакты: замыкающий 12-13 и размыкающий 32-33 /см.рис.2/. Причем, для упрощения их обслуживания и ремонта контакты расположены на противоположных колонках контактных пружин. Реле И снабжено противовибрационной прокладкой.

          Узел регулировки усилителя содержит реле В, переключатели S1, S2 и переменные резисторы R1, R3. С помощью контактов реле В входной узел усилителя подключается либо к катушкам локомотива /реле В включено/, либо к выходам фильтра ФЛ25/75М /реле выключено/. Включение реле В осуществляется кнопкой ВК путем подачи на клемму 2 усилителя напряжения +50 В от локомотивного генератора.

          Переключатель S1 включает амплитудный ограничитель на стабилитронах VD1 и VD2, уменьшая чувствительность усилителя при работе на участках с электрической тягой постоянного тока. Переключатель S2, установленный в положение, показанное на рис.2, вызывает снижение чувствительности усилителя в 1,67 раза. С помощью резистора R1 можно дополнительно подрегулировать чувствительность усилителя на частоте 50 Гц, а с помощью резистора R3 – на частоте 25 и 75 Гц.