Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплинам «Электроснабжение промышленных предприятий», «Автоматизация управления систем электроснабжения», страница 3

Для релейной защиты ответственных ТС большой мощности (SНТ > 1000 кВА) от повреждений применяются в качестве основных дифференциальная продольная токовая (ДПЗ) и газовая (Г) защиты, токовая отсечка, защита от замыкания на корпус (кожух) трансформатора, а  в качестве резервной – максимальная токовая защита (МТЗ). Зоной действия основных защит является сам трансформатор или его часть.

Защита от внешних коротких замыканий выполняется в виде МТЗ, МТЗ с блокировкой минимального напряжения, МТЗ нулевой последовательности и защиты обратной последовательности. В зону действия таких защит должны входить шины подстанций (первый участок защиты) и все присоединения, отходящие от этих шин (второй участок защиты).

Перенапряжение вызывает увеличение магнитной индукции в магнитопроводе трансформатора, что приводит к возрастанию тока намагничивания и вихревых токов. Нагрев обмоток и сердечника ТС дополнительными токами способен привести к повреждению обмоток и “пожару железа” сердечника. Допустимое время перенапряжения зависит от его уровня. Защита организуется в релейном варианте или разрядниками.

Дифференциальная токовая продольная защита ТС может быть выполнена в трех основных вариантах: дифференциальная токовая отсечка посредством простых токовых реле; дифференциальная токовая защита с токовыми реле и насыщающимися трансформаторами тока;       дифференциальная защита с реле, имеющими торможение. Из схем исполнения ДПЗ наибольшее применение находят схемы соединения трансформаторов тока и реле по принципу циркулирующих токов (рисунок 1,2,3). Зоной действия ДПЗ называется область, заключенная между трансформаторами тока ТА1 и ТА2.

Рассмотрим принцип действия ДПЗ при одностороннем (рисунок 1, 2) и двухстороннем питании (рисунок 3). Защищается одна фаза трансформатора. Коэффициенты ТА1 и ТА2 подбираются таким образом, чтобы вторичные токи I1 и I2¢  в плечах защиты были равны по величине.

При одностороннем питании со стороны шин А возможны два режима:

1)  внешнее короткое замыкание в точке К1 или перегрузка со стороны шин Б (рисунок 1);

2)  короткое замыкание в точке К2 (рисунок 2).