Подбор наиболее выгодного вида селекции для передачи приказа (IV(1-4); III(1-3); I(3)), страница 3

   Кодовое слово образуется суммированием двух четырёхразрядных слова, поданных на входы сумматора DD9. Номер объекта шифрируется шифратором DD10, а второе слагаемое формируется элементами ИЛИ

DD 7.1, DD 7.2. Прибавляется число равное количеству объектах на предыдущих станциях (то есть 0, 4, 8, 12). Сформированная кодовая комбинация подаётся на элементы И (DD14) с открытым коллектором. Передача разрядов в канал ТУ происходит путём подачи единицы на вторые входы элементов И. 

   Тактовый генератор выполнен по простейшей стандартной схеме на инверторах DD16.1 – DD16.2. DD16.4 – выполняет функцию обыкновенного инвертора для формирования обратной тактовой последовательности.

4.2. Линейный пункт

       Нормально в канале присутствует сигнал низкого уровня. С начала передачи, после высокого уровня в канал попадает стартовый бит - единица. Таким образом, первым на вход приёмника прибудет положительный перепад.

(D - триггер срабатывает по положительному перепаду). На D – входе постоянно присутствует логическая единица, поэтому первый пришедший отрицательный перепад устанавливает на его выходе единицу. Далее, положительный перепад на входе В одновибратора DD1.1 установит на его выходе логическую единицу. Выдав импульс нужной длительности, он установит ноль на выходе. Соответственно на его инверсном выходе появится единица, то есть положительный перепад, который затем запустит следующий одновибратор – DD1.2. И так далее. DD1.1 выдерживает время до начала передачи – пока пройдёт стартовый(по длительности он равен половине обычного информационного бита) и пустой бит, плюс ещё половина длительности импульса для фиксации бит в их середине. Длительность импульсов, формируемых элементами DD1.2 – DD3.1 равна периоду импульсов тактовой последовательности. Длительность импульсов определяется значениями элементов (резистора и конденсатора), подсоединяемых к выводам  R и C.

   Временная фиксация пришедшего кода осуществляется триггерами DD4.2 -  DD5.1. Фиксация информационного бита происходит на половине его длительности. На информационный вход подаётся текущий бит, присутствующий в канале. Фиксация бита происходит при подаче на тактовый вход триггера положительного перепада от выходов соответствующих одновибраторов. После приёма кодового слова, оно попадает на входы дешифрирующих ячеек DD6.1 – DD7.2 элементов 4И-НЕ. При совпадении принятого кода с кодом ячейки, происходит переключение JK – триггера (DD8.1, DD9.2) в противоположное состояние. Сброс триггеров, осуществляющих временное запоминание кода, происходит автоматически, после конца передачи кодовой посылки. Сброс фиксирующих триггеров возможен только при включении питания.  Первый пришедший код переведёт соответствующий фиксирующий триггер в противоположное состояние, то есть включит объект. Дальнейшая посылка того же кода выключит объект, при помощи переключения триггера в противоположное состояние.

   На выходах триггеров стоят простейшие ключи на транзисторах, в коллекторные цепи которых включены малогабаритные реле не первого класса надёжности. Появление единицы на выходе триггера откроет транзистор и тем самым включит реле. Непосредственное управление объектом происходит контактами реле. Диод, включённый параллельно обмотке реле необходим для исключения влияния (для защиты) индуктивной нагрузки на работоспособность транзистора.

   Триггер DD5.2 нужен для автоматического сброса элементов памяти. Он срабатывает после того, как на выходе одновибратора DD3.2 пройдёт импульс установленной длины. А сброс его происходит последовательно после сброса триггера DD4.1.

   R1, R9, R7 – ограничительные резисторы.

   R10 – R13 – резисторы, организующие смещение на базах транзисторах.

5. Диаграмма работы схемы

   Диаграмма отображающая работу основных узлов схемы приведена на рис.6.

6. Литература

1)  Справочник «Популярные цифровые микросхемы» В.Л.Шило Москва «Радио и связь» 1987г.

2)   «Теоретические основы железнодорожной автоматики и телемеханики»    В.В.Сапожников, Вл.В. Сапожников, Ю.А.Кравцов.  Москва «Транспорт»       1995г.