«Педагогика грамотности» А.Кушнира (представление о психологических механизмах, дидактические принципы, методические приемы). Сопоставление этой программы с программой В.В.Репкина («Развивающее обучение»)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Вопрос № 21. «Педагогика грамотности» А.Кушнира (представление о психологических механизмах, дидактические принципы, методические приемы). Сопоставление этой программы с программой В.В. Репкина («развивающее обучение»).

Методические приемы:

Обучение чтению (и письму) идет примерно так:

1.  Имея перед собой написанное на листе бумаги, доске или плакате слово-образец, ребенок воспроизводит его с помощью букв-моделей (кубиков с буквами, карточек и т.п.). В распоряжении ребенка сразу все буквы. Составив десяток слов на одном уроке, уже на следующий день малыш способен удвоить результат.

Предметное оперирование буковками, обретающими внутри слова с помощью учителя звучание и значение, постепенно открывает ребенку отдельность, различаемость звуков и собственно фонемный состав слова.

2.  Примерно на 2-3-ей неделе появляется текст на экране, доске или плакате. Это должны быть развернутые сюжетные повествования, хорошо знакомые детям еще до школы. Учитель показывает указкой слово за словом и озвучивает текст, стараясь сохранить плавность и интонацию нормальной речи и побуждая детей следовать взглядом вместе с ним. Постепенно дети включаются в процесс и начинают сами водить пальчиком по тексту (в собственной книге на парте).

3.  Учитель и ученики сосредотачивают усилия на овладении движением по строке. Дети поочередно подходят к тексту и двигаются по строкам указкой. Учитель озвучивает показываемый ребенком текст в соответствующем темпе. Постепенно осваивается нужный ритм работы, поскольку слишком быстрые, медленные или неритмичные движения порождают неадекватное звучание. Учитель умышленно проговаривает текст так, как это вытекает из неуверенных движений руки нашего школьника. Немедленная и непосредственная обратная связь формирует правильный навык движений руки по строке.

4.     (относится только к письму) Работа со звуковым ориентиром и прописными текстами занимает к концу первого месяца примерно половину урока письма. Другая половина  посвящена графической деятельности. Которая тоже поэтапно усложняется. Параллельно еще увеличивается темп чтения текстов (примерно, на 1 слово в день). Также добавляется такой способ работы – учитель пишет указкой поверх написанного на доске (плакате) текста, следуя за звуковым ориентиром (этим же текстом, записанным на магнитофон). Так формируется внутренний образ идеального почерка и ценностная ориентация личности – писать красиво.

5.  Эта другая половина урока почти целую четверть – это рисование, раскрашивание (сначала карандашом, а затем цветными ручками, для формирования правильной красивой штриховки), копирование графических материалов.

6.  Когда ребенок уже научился считывать слова – появляется новый тип копирования – «печатание» по образцу, списывание печатными буквами коротких сообщений. Следует выбирать шрифт, который более близок рукописи, нежели прямоугольные формы печатных гарнитур. Материал текста должен быть значимым, интересным – например, веселый анекдот или кулинарный рецепт для мамы, песня etc.

Пассивное владение чем бы то ни было, всегда опережает активное.

Материал обладает личностным смыслом, тексты знакомы и понятны. Это создает мотивацию. А упражнение существует для ребенка в скрытом виде, не обременяя малыша своей значимостью. Т.о. материал содержателен как для ученика (имеет смысл, интересен), так и для учителя (задания направлены на совершенствование навыков).

И еще один:

Всякий новый опыт должен содержать в себе 9/10 старого – 9/10 операционального состава деятельности письма должны быть сформированы в составе других деятельностей еще на дописьменном этапе. 9/10 грамматических навыков должны сформироваться еще до «выхода» грамматики на арену.

NB! (для справки) Никто и никогда ни в каком эксперименте не доказал, что для овладения письменной культурой падежи и склонения имеют ключевое значение и должны предварять знакомство с самой письменностью.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
47 Kb
Скачали:
0