«Педагогика грамотности» А.Кушнира (представление о психологических механизмах, дидактические принципы, методические приемы). Сопоставление этой программы с программой В.В.Репкина («Развивающее обучение»), страница 3

Урок – это мотивационный тренинг, порождающий самостоятельное движение ученика в заданном направлении вне школы.

Критика РО.

2 глобальные методологические ошибки РО:

1.  В младшем школьном возрасте отдается предпочтение развитию абтрактно-понятийных, словесно-логических функций сознания перед образными и интуитивными.

2.  Игнорируется весь дошкольный и внешкольный опыт ребенка.

Т.о. РО наступило на горло младшему школьному возрасту.

А ведь в 6-7 лет мощно идет в рост эмоционально-образная сфера сознания, накапливают тенденцию движения механизмы принятия решений в условиях недостаточности информации, которые мы собирательно именуем интуицией.

«Ребенок из «люльки» попадает в «гущу событий», ежечасно сталкивается с ситуациями неопределенности; пребывает в латентном состоянии «захлебывающегося восторга».

Критика РО:

Глубокомысленные ссылки на классиков – ЛС Выготского, АН Леонтьева и др. – делу не помогают, поскольку цитаты выдергиваются из контекста и вставляются в удобные места для обоснования «новых мудростей».

Например, сколько ни читай Выготского, у него не найти указания на то, что речь является единственной первоосновой и инструментом мышления. И в то же время с помощью манипуляций с обрывками мыслей из «Мышления и речи» обосновывается речевая детерминация всего начального образования. Причем, «речь» даже понимается не как все многообразие речевых функций человека, а редуцируется до произносительных реакций.

Речемоторика вытекает из развития, участвует в развитии, но не детерминирует эксклюзивно развитие.

Нельзя столь вульгарно смешивать общение с говорением. Общение не сводится к разговору или беседе. Да и сама речь – феномен значительно более широкий, нежели говорение вслух.

Понимание речи других – вот что достигает вершины своего развития, а потому представляет собой совершенный инструмент развития других функций в этом (6-7 лет) возрасте, в том числе активной речи.

Понимание речи ребенком – не что иное, как трансформация речевого потока в образный.

Поскольку понимание говорящих всегда предшествует говорению, письмо-понимание – импрессивное письмо – должно предшествовать письму-сообщению. Тогда естественнейшей базой письма будет чтение того, что написали другие.

В традиционном и РО – внешняя детерминация учебной деятельности => мало шансов для формирования активной личностной мотивации учебных успехов. Результат: > половины детей огромной страны учатся по принуждению.

Традиционный и «развивающий» уроки несут в себе огромный потенциал помех – ждем отстающих, задерживаем успешных, соревнуемся в привлечении внимания, завидуем хорошим, ревнуем к учителю, обижаемся, и т.д. Сколько переживаний! А у нас некогда. Содержание захватывает настолько, что мир личных притязаний отступает на второй план. На уроке идет работа. Именно работа, а не что-то еще, например игра. А происходит это от того, что, опираясь на развитое понимание звучащего текста и контекстуально-образное восприятие, мы смоделировали деятельность каждого ребенка как только успешную и только личностно значимую независимо от индивидуальных различий в развитии инструментальных навыков.

Мы никогда не обсуждаем с ребенком отдельные буквы и звуки (как это происходит в других системах обучения). Показ, называние, узнавание букв или звуков может происходить только в слове, обладающем контекстуальным смыслом, и только в процессе оперирования ими для осуществления законченного действия, например, воспроизведения слова-эталона.

Зачем, почему?

Для ребенка в период начального обучения не существует буква и звук в качестве самостоятельного феномена – объекта, обладающего буквальным смыслом. В его мироощущении живут предметы, действия, свойства и слова, их обозначающие. Внутри этих слов мы и пытаемся разглядеть звуки и буквы, их отображающие.