Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера в системе диспетчерского управления «Диалог»: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Диспетчерская централизация», страница 2

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) предназначена предоставлять диспетчеру на АРМ информацию о состоянии каждого объекта управления (поезда, вагона, локомотива, станции, перегона, локомо­тивной бригады). Информация должна быть детальной или интегрированной, сводной или выборочной, подготовленной к удобному ее использованию при решении той или иной задачи.

При выполнении функций управления диспетчер чаще всего имеет дело со следующими блоками информации: поездное положение на перего­нах и станциях; нормативный график движения поездов; график исполнен­ного движения; прогнозный график пропуска поездов; данные о составах по­ездов; наличие ограничений в пропуске поездов по перегонам и станциям; диспетчерские приказы; подходы поездов; планы отправления поездов со станций формирования; план эксплуатационной работы участка (узла); дан­ные о локомотивах и бригадах; опоздания поездов (отклонение от графика); причины опозданий поездов; данные о ходе грузовой работы на станциях участка (узла); наличие и состояние вагонного парка.

Диспетчер систематически использует характеристики станций и перего­нов; сопоставляет график исполненного движения (ГИД) с нормативным графиком, прежде всего это относится к контролю за выполнением графика по отправлению и проследованию поездов каждой категории – грузовых, пасса­жирских, пригородных, а также вывозных, передаточных и хозяйственных; контролирует прием-сдачу поездов и вагонов по стыковым пунктам, прием, расформирование и отправление поездов техническими станциями и выпол­нение других плановых заданий.

При автоматизации функций и информационного обеспечения диспет­чера должен быть организован диалоговый режим ввода и получения ин­формации с максимально простой формой запроса; создана развитая инфор­мационно-справочная база данных для выдачи по инициативе диспетчера информационных фрагментов различной степени детализации (например, «Поезд», «Локомотив», «Опоздание», «Диспетчерские приказы», «Справка», «Действия диспетчера» и др.); обеспечена выдача на видеотерминал графиков нормативного, исполненного движения и прогнозного, путевых схем станций и перегонов, поездного положения на станциях и перегонах; предусмотрена выдача различных сообщений и запросов как по инициативе системы, так и инициативе диспетчера; предусмотрено протоколирование работы системы – хода выполнения перевозочного процесса (ГИД, учет и анализ выполнения графика, показателей графика, причины опозданий, выполнение запланированного объема поездной и грузовой работы, наличие ограничений), действий диспетчера (регистрируемых в журнале диспетчерских приказов: ввод, корректировка, квитирование ин­формации, попытки несанкционированного доступа), работоспособности технических средств системы.

Необходимый состав комплекса технических средств (КТС) АРМ поезд­ного (узлового) диспетчера диктуется характером его управляющей деятель­ности. Исходя из анализа возможных действий диспетчера в состав КТС АРМ ДНЦ (ДНЦУ) следует включить: информационное табло-мнемосхему для постоянного отражения положения на участке (узле) в целом (занятость-свободность путей, перегонов и стан­ций; состояние сигналов, заданных на станциях маршрутов приема и от­правления; номеров поездов и др.), также для реализации этих функций мо­жет быть использовано несколько дисплеев с экраном 19"–20" или специаль­ный экран размером от 1,2 × 1,0 м  до 2,5 × 2,0 м; алфавитно-цифровой дис­плей для ввода-вывода диспетчерских приказов; графопостроитель (плоттер) для ведения ГИД как учетно-отчетного документа; печатающее устройство (принтер) для выдачи приложения к графику, журнал диспетчерских прика­зов; клавиатуры (позиционная, алфавитно-цифровая) для управления дис­плеями; манипулятор «мышь»; секция связи для осуществления переговоров, включая радиосвязь.  Возможно  также  включение  в  состав КТС магнитофона и таймера.