Строительство участка автомобильной дороги Могилев-Чериков км72…км75 (расчетная интенсивность движения - 4000 авт./сутки, расчетная скорость движения - 100 км/час), страница 17

           τв – активное напряжение сдвига от собственного веса дорожной одежды.  τв= -0,0015мПа   (hдо=0,32   φ=0,32°   с=0,004).  

                      τв= -0,003мПа     ( φ=0,34°   с=0,0011).

                 р – давление на покрытие р=0,6мПа.

Предельное активное напряжение сдвига.

Тпред=с· К1·К2=0,003·6·1,03=0,1854мПа

где    с – сцепление в грунте. С=0,011;

          К1 – коэффициент учета особенностей работы грунта на границе с вышележыщим слоем дорожной одежды. К1=1,5(т.6,1[   ]);

          К2 – коэффициент заноса на неоднородность условий работы дорожной одежды. (рис.6,3).

        Среднесуточная интенсивность движения, приведенных автомобилей за расчетный срок службы.

Nсут=Np/( Трдг·tсл )=259860/(125·12)=173авт/сут.

где   Np - число накопленных осей за расчетный период;

              Трдг – количество расчетных дней в году = 125;

         tсл - расчетный срок службы = 12лет.

    По номограмме рис.6,3 определяем К2=1,03

   тогда              Тпред=0,0018·1,5·1,03=0,012мПа

    Приводим расчет вышележащих слоев дорожной одежды к средневзвешенному.

Ев=(Е1·h12·h23·h34·h4)/(h1+h2+h3+h4)=(1800·6+1200·8+350·18+120·30)/(6+8+18+30)=(10800+9600+6300+3800)/62=30300/62=489мПа

          Евобщ=489/20=8,14          Σh/Д=62/39=1,59

     По номограмме (рис.6,5[   ]) определяем τа=0,013

Тогда Та= τа·р+ τв=0,013·0,6+(-0,003)=0,048мПа

    Определяем выполнение условия прочности.

Тпред/ Та=0,12/0,0048=2,5> Кпр=1,0

    Условие прочности выполнено.

4.  Расчет дорожной одежды на сдвигоустойчивость в дополнительном слое основания из песка средней крупности.

     Расчетное активное сопротивление:

Та= τа·р+ τв

τв= -0,0015мПа   (hдо=0,32   φ=0,32°   с=0,004)   (рис.6,6[   ])

    Приводим расчет вышележащих слоев дорожной одежды к средневзвешfнному.

Ев=(Е1·h12·h23·h3)/(h1+h2+h3)=(1800·6+1200·8+350·18)/(6+8+18)=(10800+9600+6300)/32=834мПа

Евобщ=834/87=9,56          Σh/Д=32/39=0,82

     По номограмме (рис.6,4[1]) определяем τа=0,034

    тогда       Та=0,034*0,6+(-0,0015)=0,0189мПа

                 Предельное активное напряжение сдвига.

Тпред=с· К1·К2=0,004·5·1,03=0,0206мПа

  где с=0,004  К1=5,0   (т.6,12[   ])    К2=1,03

    Определяем выполнение условия прочности на сдвиг.

Тпред/ Та=0,0206/0,0189=1,09> Кпр=1,0

Условие прочности выполнено.

5.   Расчет конструкции монолитных слоев на сопротивление усталостному разрушению при растяжении при изгибе.

     Прочность монолитных слоев при растяжении при изгибе обеспечивается условием.

Ктрпр≤Rдопч

где   Rдоп –  Предельное допустимое растяжение напряжение материала слоя,мПа;

         δч – Наибольшее растягивающие напряжения в рассматриваемом слое,мПа;

         Ктрпр - Требуемый коэффициент прочности дорожной одежды с учетом заданного коэффициента надежности (т.6,3…6,4[   ]).

    При расчете на изгиб слоя модуля упругости слоя определяем по формуле:

Еср=(Е1·h12·h2)/(h1+h2)=(4500·6+2800·8)/(6+8)=(27000+22400)/14= =3529мПа

где   Е1 и Е2 – модули упругости слоев;

         h1 и h2 – толщина слоев.

    Растягивающее напряжение в асфальтобетоне при изгибе определяем по номограмме рис.6,7[2],которое связывает относительную толщину покрытия h/Д и отношение модуля упругости материала покрытия к общему модулю на поверхность основания Еср''общ

Еср''общ=3529/140=25,21         Σh/Д=14/39=0,36

    По номограмме (рис.6,7[   ]) находим δч=2,55мПа

Растягивающее напряжение при изгибе:

δч= δч·р·Кб=2,55·0,6·0,85=1,3мПа

где     р – давление на покрытие;

           Кб – коэффициент, учитывающий особенность напряженного состояния покрытия под колесом автомобиля со спаренными Кб=0,85(п.6,8[1]) .

    Предельно допустимое растягивающее напряжение при изгибе асфальтобетона:

Rдоп=Ru(1-0,1t)·Км·Ккн·Кт

где    Ru – прочность асфальтобетона Ru=8,0;

          Км – коэффициент учета снижения прочности асфальтобетона во времени от действия природно-климатических условий (т.6,14)  Км=0,8;

          Кт – коэффициент учета снижения прочности асфальта бетона в результате температурных воздействий (т.6,14 [   ]) Кт=0,8;