Строительство укрепительных, остановочных, разделительных полос и полос безопасности. Укрепление обочин

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

1.3 Строительство укрепительных, остановочных, разделительных полос и полос безопасности. Укрепление обочин

По ширине, назначению и характеру работы обочины разделяются на три полосы (рисунок 1.2).

Краевая укрепительная полоса (4) предназначена для укрепления кромки дорожной одежды. Она устраивается на дорогах I—IV категорий.

Остановочная полоса (3) предназначена для вынужденных остановок ав­томобилей и устраивается на дорогах I, II категорий в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог, а также в других местах, обоснованных проектом.

Прибровочная полоса (2) предназначена для складирования дорожно­-строительных материалов при выполнении ремонтных работ.

Рисунок 1.2 - Расположение укрепительных (краевых), остановочных и прибровочных полос на обочине:

а) - дорожная одежда с краевой (укрепительной) полосой; б) - дорожная одежда уширена на ширину укрепительной полосы; в) - обочина без остановочной полосы; 1,2) - дерновый слой; 3) - гравий; 4) - бетон; 5) - асфальтобетон; 6) – щебень.

Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения автомобилей. Выезд на прибровочную полосу запрещен.

На дорогах I категории между проезжими частями с разным направлением движения устраиваются разделительные полосы шириной 5 или 6 м. Их сопря­гают с проезжей частью, как правило, полосой безопасности шириной 1 м из готовых цементобетонных плит или монолитного бетона (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Разделительная полоса b с полосой безопасности а и бордюром с; А — проезжая часть.

Одежды на обочинах рассчитываются на продолжительное действие на­грузки (не менее 10 мин) без учета повторности нагружения.

На дорогах 1-1V категорий с покрытиями капитального типа укрепитель­ные и остановочные полосы рекомендуется устраивать из цементо- или ас­фальтобетона с применением щебня преимущественно крупных размеров (до 25-^5 мм), а также из обработанных вяжущими местных каменных, гра­ни иных, шлаковых и других минеральных материалов. Па дорогах с переходными типами покрытий укрепительные полосы устраивают из щебеноч­ных и гравийных материалов или грунтощебеночных, грунтогравийных сме­сей.

Краевые полосы должны отличаться цветом от материала покрытия. В случае совпадения цветов, рефлектирующие свойства краевым полосам при­дают, покрывая их поверхности алюминиевым порошком, белой или желтой краской, белым кварцевым щебнем размером до 15 мм и другими материа­лами.

Наиболее технологично устраивать краевые укрепительные полосы в ви­де уширения проезжей части с выделением от нее маркировочной линией разметки шириной 0,1-0,3 м.

Поверхность остальной части обочин следует укреплять в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особен­ностей климатических условий засевом трав, россыпью щебня, гравия, шла­ка и других наиболее дешевых крупнозернистых материалов.

Разделительные полосы обычно укрепляют засевом трав. Возможна по­садка на них цветов и кустарников (сплошь или в виде поперечных полос-кулис), располагаемых не ближе 1,75 м от кромки проезжей части.

При строительстве цементобетонных покрытий краевые полосы целесо­образно устраивать до укладки проезжей части. Возможны два варианта:

-  использование готовых цементобетонных плит;

-  устройство краевой полосы из монолитного бетона.

В первом случае используют плиты шириной 0,75 м и толщиной до 0,2 м. Технология производства работ включает:

-  укладку слоя цементобетонной смеси в качестве подстилающей подушки и ее уплотнение;

-  укладку плит по шнуру вдоль кромки будущего покрытия с подливкой цементного раствора для выравнивания;

-  присыпку грунта со стороны обочин и его уплотнение катками или механическими трамбовками;

-  заполнение битумом или битумной мастикой поперечных швов между плитами;

-  смазывание продольных торцов плит разжиженным битумом;

-  ограждение краевых полос от заезда автомобилей до полного затвердения бетонной подушки.

При строительстве краевых полос из монолитного бетона используют де­ревянную опалубку, устанавливаемую вдоль инвентарных металлических рам или рельс-форм (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 — Строительство бетонной краевой полосы с применением укладчика:

1 - поверхностный вибратор; 2 - бункер;

3 - глубинный вибратор;

4 - рельс-форма;

5 – трактор.

Доставленную с завода бетонную смесь загружают в приемный бункер, который с помощью трактора передвигают вдоль кромки будущего покрытия, распределяя смесь вдоль краевой полосы. При этом она уплотняется как 00 время укладки глубинным вибратором, так и после нее поверхностным вибратором.

Образование краевых полос за счет уширения проезжей части выполня­ют, как правило, при устройстве асфальтобетонного покрытия. При этом покрытие уширяют с каждой стороны на 0,5 или 0,75 м с использованием основного асфальтоукладчика, что упрощает и удешевляет производство работ.

При укреплении обочин минеральными материалами их распределяют по спланированному грунту распределителями типа ДС-54 или автогрейдерами и затем уплотняют катками.

Наиболее простым способом укрепления прибровочных полос является засев их травами. Траву подбирают устойчивую к недостатку влаги, с низ­ким травостоем и развитием за счет корневой системы.

Похожие материалы

Информация о работе