Сооружение земляного полотна на болотах

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

4.2 Сооружение земляного полотна на болотах

4.2.1 Выбор конструкции насыпей на болотах

По стратиграфическим особенностям, определяющим расчетную схему болотной толщи как основания дорожных насыпей, торфяные болота клас­сифицируются:

I а - болота, заполненные торфом, перекрытым сверху слоем минераль­ного грунта (аллювием);

I б - болота, сплошь заполненные торфом;

II а - болота, включающие слой торфа, подстилаемый слоем сапропеля, мергеля или ила и перекрытый сверху слоем минерального грунта;

II б - болота, включающие слой торфа, подстилаемый слоем сапропеля, мергеля или ила;

III - болота с торфяным слоем, плавающим на поверхности воды (сплавинное болото).

Конструкция земляного полотна на болоте выбирается в зависимости от стратиграфического типа болота с учетом категории дороги, типа дорожной одежды и условий строительства (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 - Конструкции земляного полотна в поперечном профиле на боло­тах:

а - насыпь на болотах I типа с полным выторфовыванием; б - то же с продольными прорезями; в - то же с вертикальными дренами; г - насыпь на болотах I и II типов с час­тичным выторфовыванием; д - то же без выторфовывания; е - насыпь на болотах II к III типов с погружением на минеральное дно; с - ширина обочины; в - ширина проезжей части; т - показатель крутизны откосов; h - толщина отсылаемого слоя грунта

Выбор осуществляется на основе технико-экономического сравнения вариантов конструктивных решений. При этом в качестве генеральных кон­курирующих вариантов рассматривают два принципиальных решения:

1) удаление болотных грунтов (торфа) из основания насыпи;

2) использование слабой толщи в качестве основания насыпи.

Первое решение снимает проблемы, связанные с устойчивостью земляного полотна на болотах, но сопряжено с большими объемами земляных работ и имеет технологические ограничения, например, удаление болотных грунтов механическими средствами осуществимо при глубине болот не более 4-5 м.

Второе решение резко снижает объемы земляных работ и, как правило, стоимость строительства, но для его осуществления необходимо выполне­ние дополнительных требований, предъявляемых к земляному полотну:

-  боковое выдавливание слабого грунта в основании насыпи в период эксплуатации должно быть исключено;

-  интенсивная часть осадки основания должна завершиться до устройства покрытия;

-  упругие колебания насыпей на торфяных основаниях при движении транспортных средств не должны превышать значений, допустимых для данного типа дорожной одежды.

При этом за завершение интенсивной части осадки принимается достижение 90 % консолидации основания или интенсивности осадки не более 2 см/год при капитальных одеждах и соответственно 80 % или 5 см/год при облегченных одеждах.

4.2.2 Возведение насыпей с полным выторфовыванием

Под выторфовыванием понимают удаление торфа с помощью машин, взрывным способом или применением гидромеханизации. Выторфовывание возможно только на болотах I и II типов.

До начала основных работ на болотах выполняют подготовительные ра­боты, которые состоят из расчистки дорожной полосы, осушительных ра­бот и устройства подъездов для движения транспортных средств. Последнее имеет очень важное значение, т. к. несущая способность болотных грунтов очень низкая (14-18 кПа), а давление на грунт у машин, даже болотной мо­дификации, составляет около 25 кПа. Поэтому проводят осушение участков строительства устройством канав, и для временных подъездов используют деревянные колейные покрытия или покрытия из сборного железобетона. В последнее время начали применять конструкции временных дорог в виде тонкослойного (40-80 см) насыпного песчано-гравийного слоя по ковру геотекстиля.

Подготовительные работы целесообразно выполнять в зимний период, когда при достаточной глубине промерзания можно использовать обычные машины. Удаление торфа осуществляют бульдозерами или экскаваторами (рисунок 4.6).

Бульдозеры используются на неглубоких (до 1 м) осушенных болотах при невысоком естественном уровне воды над минеральным дном. Работу осуществляют по возвратно-поступательной схеме движения, перпендикулярно оси дороги, с послойной разработкой торфа и перемещением его в отвалы по краям подошвы насыпи.

При глубине выторфовывания до 4-5 м используют экскаваторы-драглайны, применяя два основных способа:

- экскаватор перемещается по поверхности болота или по переносным щитам и производит работу «на себя»;

- экскаватор перемещается по отсыпаемой насыпи и работает «от себя».

Для отсыпки нижней части насыпей на болотах используют только дренирующие грунты: песчаные крупные или средней крупности, круп­нообломочные или скальные, а также супеси легкие крупные с содержа­нием глинистых частиц не более 6 %. Толщина дренирующего слоя должна быть на 0,5 м больше суммы глубины выторфовывания и осадки основания.

Траншею, образующуюся при выторфовывании, необходимо быстро за­полнять грунтом насыпи, так как откосы ее сравнительно быстро оплывают, и выработанное пространство заполняется водой или жидкой болотной массой, особенно на болотах II типа. Глубину выторфовывания принимают больше мощности торфа на 15-20 см.

Рисунок 4.6 - Технологические схемы производства работ при выторфовывании экскаваторами:

а - «на себя»; б - «от себя»

Отсыпку насыпи вначале ведут способом «с головы» (захватки I - II) до уровня на 50-60 см выше поверхности болота, далее до проектной высоты способом послойной отсыпки (захватки IV - V) на рисунке 4.6, а.

Грунт нижней части насыпи обычно не уплотняют в связи с тем, что при увлажнении песчаных грунтов происходит их естественное уплотнение. Верхнюю часть уплотняют самоходными катками на пневмошинах по чел­ночной схеме.

Похожие материалы

Информация о работе