Основные требования к грунтам для строительства земляного полотна. Мероприятия по увеличению прочности земляного полотна. Сроки выполнения земляных работ

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Грунты глинистые, мелкие и пылеватые пески, размягчаемые скальные породы, некоторые другие грунты также пригодны для возведения земляно­го полотна, но при этом необходимо учитывать ограничения, накладывае­мые требованиями СНиП 2.05.02-85 [1].

Особые требования предъявляются к верхней части земляного полотна -рабочему слою, который подвергается большему воздействию природных факторов и транспортных средств. Требования эти зависят от района строи­тельства или так называемой дорожно-климатической зоны. Например, для Республики Беларусь, относящейся ко II дорожно-климатической зоне, рабочий слой должен состоять из непучинистых или слабопучинистых грунтов.

Для нижней части насыпей, длительно или постоянно подтопляемых во­дой, можно применять дренирующие грунты, но толщина отсыпаемого слоя должна быть больше высоты капиллярного поднятия для того, чтобы пре­дотвратить приток воды в верхнюю часть земляного полотна.

К дренирующим грунтам относятся скальные и крупнообломочные, пес­ки гравелистые, крупные и средние, а также пески мелкие с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут. К недренирующим относят глинистые грунты, пески пылеватые, а также те из мелких, у которых коэффициент фильтрации менее 0,5 м/сут.

Не применяют для насыпей грунты: глинистые избыточно засоленные или с влажностью более допустимой; торф, ил, мелкий заиленный песок, заиленные глины, верхний почвенный слой.

Кроме грунтов природного происхождения, для насыпей применяют от ходы промышленности: золошлаковые материалы, отвалы горнодобыва­ющих предприятий и др.

Насыпи возводят из грунта, получаемого при разработке выемок, карье­ров и резервов. Грунты распределяются на VII групп в зависимости от трудности их разработки землеройной (экскаваторы) или землеройно-транспортной техникой (бульдозеры, скреперы, грейдеры). Распределение представлено в технической части ЕНиР [7]. Например, песок по трудности разработки одноковшовыми экскаваторами относится к I группе, а при раз­работке бульдозерами, скреперами и автогрейдерами - ко II группе.

Насыпи, как правило, возводят из однородных фунтов, но при необхо­димости их можно отсыпать и из разных фунтов, однако располагать эти грунты необходимо отдельными горизонтальными слоями. Недопустима беспорядочная отсыпка грунтов в насыпи, потому что это вызывает нерав­номерное перераспределение влаги и изменение физических свойств земля­ного полотна под влиянием климатических факторов. Вследствие этого земляное полотно становится неравнопрочным, что влечет за собой нару­шение ровности или разрушение дорожной одежды.

2.1.2 Мероприятия по увеличению прочности земляного полотна

В последнее время в связи с поисками путей по увеличению прочности земляного полотна и уменьшению объемов насыпей применяют конструк­ции с армированием стекловолокном или ткаными и неткаными синтетиче­скими материалами типа «геотекстиль», «бидим» и др.

Впервые такие насыпи были построены во Франции с целью умень­шения площади основания насыпи за счет увеличения крутизны откосов. В дальнейшем оказалось, что кроме этого эффекта, армирование повышает модуль упругости фунтов в 1,5-2 раза. Армирование производится уклады­ванием полос материала перпендикулярно оси дороги или раскатыванием сплошного тонкого ковра вдоль дороги между слоями насыпи определен­ной толщины.

Другим путем повышения прочности земляного полотна является укре­пление фунта различными, даже малоактивными вяжущими материалами (зола, молотый шлак, бокситовый шлам и др). Можно увеличить устойчи­вость слабых фунтов путем добавки другого фунта и получения опти­мальной по зерновому составу смеси.

Увеличение прочности фунта также достигается изменением

Похожие материалы

Информация о работе