Общие сведения и теоретические основы технологии, механизации и автоматизации строительства, автомобильных дорог, страница 2

Применение органических вяжущих (битумов, дегтей, эмульсий) вклю­чает их перевозку, специальное хранение, нагрев, перемешивание с мине­ральными материалами, добавку улучшающих их свойства химических и других веществ, доставку на место укладки.

Неорганические вяжущие, главным образом цемент, требуют перевозки специальным транспортом, ограничения срока хранения на складах, добав­ки улучшающих их свойства химических и других веществ (гидрофобизирующих, активизирующих, пластифицирующих и др.), перемешивания с минеральными материалами и водой в смесителях, доставки на место ук­ладки.

Технологические процессы возведения водопропускных труб, мостов и зда­ний также очень разнообразны и зависят от конкретного вида конструкций.

1.3 Оптимизация технологии автодорожного строительства

Специфическая трудность дорожного строительства состоит в том, что в обычных атмосферных условиях, при переменных во времени тем­пературе и влажности, необходимо обеспечить оптимальное формирование требуемых свойств дорожных сооружений и, в первую очередь, прочности.

В конкретных условиях строительства следует принять решение об оп­тимальном варианте технологии работ. Критериями выбора такого варианта являются качество и стоимость сооружения.

Качество автомобильной дороги охватывает транспортно-эксплуатационные, технологические, эргономические, эстетические, эколо­гические свойства, а также срок службы и другие основные параметры.

Критерием оптимальности уровня качества автомобильной дороги явля­ется ее эффективность, т. е. отношение полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на строительство и эксплуатацию дороги. Сведение последних к минимуму является сложной оптимизационной задачей, реше­ние которой зависит от многих влияющих факторов (изменяющиеся по дли­не дороги и во времени свойства и состояния грунтов и материалов, пара­метры конструктивных слоев, температура и влажность окружающей среды и т. п.). Но несмотря на это, всегда существует оптимальный способ произ­водства работ, обеспечивающий требуемые эксплуатационные свойства дороги при минимуме приведенных затрат на ее строительство и эксплуата­цию.

Средняя стоимость строительства 1 км автодороги и распределение со­ставляющих ее затрат зависят от категории дороги, рельефа местности и района строительства. Для дорог 1 и 2 категорий стоимость земляного по­лотна составляет 10-20 % от общей стоимости (в горных условных до 30 %), дорожной одежды - до 40-60 %, обустройства дороги и искусственных сооружений – 20-25%, временных сооружений и подъездных дорог -до 10%.

По указанным элементам затрат основных дорожно-строительных работ снижение стоимости может быть осуществлено за счет следующих мероприятий.

Земляные работы:

-  наибольшее и эффективное применение местных грунтов;

-  лучшее использование дорожных машин; правильный их подбор для данного вида работ с выбором оптимального варианта на ЭВМ;

-  повышение квалификации машинистов и водителей;

-  обязательное проведение работ в две смены, а на сосредоточенных земляных работах - в три;

-  продление строительного сезона за счет использования рациональных технологических приемов;

-  введение планово-предупредительного ремонта техники с проведени­ем его на месте работ;

-  повышение качества и снижение стоимости среднего и капитального ремонтов машин.

Дорожные одежды:

-  широкое использование местных материалов и отходов промышленности, удешевление их добычи и переработки;

-  правильная организация и механизация дорожных производственных предприятий;

-  назначение рациональной мощности производственных предприятий из расчета трехсменной работы и их своевременное и быстрое пе­ребазирование;

-  организация надлежащего ухода за дорожными машинами (см. земля­ные работы).

Инженерные сооружения и обстановка дороги:

-  применение постоянно действующих производственных предприятий;

-  использование сборных конструкций индустриального изготовления.

Временные сооружения и подъездные пути:

-  строительство из готовых элементов сборных, многократно исполь­зуемых временных зданий;

-  применение передвижных, хорошо оборудованных вагонов;

-  использование предназначенных под снос постоянных зданий.