Теория потребительского поведения. Закон убывающей предельной полезности. Максимализация прибыли в краткосрочном периоде

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать.

Это происходит потому, что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться или насыщаться.

Падение  предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определённого продукта известно под названием Закона убывающей полезности.

Покажем действие этого закона на примере с бутербродами. Каждый б. имеет полезность, которая измеряется Ютилями(utility).

Закон убывающей предельной полезности Таблица 1.

Единицы продукта

Предельная полезность

Совокупная полезность (ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвертая

0

18

Пятая

-5

13

Убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.

Теория потребительского поведения.

Поведение типичного потребителя можно описать следующим образом.

1.  Разумное поведение. Средний потребитель пытается так распорядиться своим отдыхом, чтобы извлечь из него как можно большую полезность.

2.  Предпочтения. Средний покупатель имеет отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг.

3.  Бюджетное сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину.

4.  Цены. На все товары и услуги есть ценники.

Потребитель не может купить всё, что ему хочется, т.к. каждая покупка приводит к истощению его денежного дохода. Потребитель должен идти на компромисс: он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы получить наиболее оптимальный набор товаров и услуг.

Правило максимизации полезности.

Состоит в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность.

Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.

Возможность выбора

Предельная полезность на 1 дол.

Решение покупателя

Остаток дохода

1.Первая А

  Первая В

10

12

Первая В

8=10-2

2.Первая А

  Вторая В

10

10

Первая А

Вторая В

5=8-3

3.Вторая А

  Третья В

8

9

Третья В за 2 дол.

3=5-2

4.Вторая А

  Четвёртая В

8

8

Вторая А

Четвертая В

0=3-3

Мах полезности

2 ед. А и 4 ед. В

 полезность получили

18 ют=10+8 от А

78=24+20+18+16

10 долларов при 96 ютилях удов.

Комбинация А и В максимизирующая полезность при доходе 10 дол.

Таблица 2

Ед. продукта

Продукт  А: цена 1 дол.

Продукт  В: цена 2 дол.

Пред.Полезн. В ютилях

Пред.полезн. в рассчёте на 1 ед.

Пред.полезн. в ютилях

Пред.полезн. В рассчёте на 1ед.

Первая

10

10

24

12

Вторая

8

8

20

10

Третья

7

7

18

9

Четвертая

6

6

16

8

Пятая

5

5

12

6

Шестая

4

4

6

3

Седьмая

3

3

4

2

В первую очередь следует потратить два доллара на покупку продукта В, так как при этом получается максимальная полезность равная 12 на 1 доллар. Затем 1 А доллар или 2 В – полезность одинакова.

Мы получаем ту и другую единицу  товара, теперь мы имеем одну ед. А и две ед. В. При такой комбинации товаров, последний доллар, потраченный на каждый из них, приносит одинаковую добавочную полезность. Этот набор стоит 5 долларов(1*1+2*2=5 долларов). У нас ещё 5 долларов.

Правило в алгебраической форме.

В правиле утверждается, что потребитель может максимизировать полезность, если он распределит свой денежный доход таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на продукт А, а так же последний доллар, израсходованный на продукт В и так далее, принесут одинаковое количество предельной полезности.

    Ми продуктаА      МИ продуктаВ

МИ=----------------=--------------

    Цена продуктаА   Цена продуктаВ

Парадокс с водой и бриллиантами.

Вода – один из самых полезных продуктов на свете: от неё зависит сама возможность жизни. И, тем не менее, вода стоит дёшево. Наоборот, бриллианты – имеющий чисто декоративное значение, а практически почти бесполезные – стоят очень дорого. Почему в данном случае, цены не отражают полезности товаров. Объяснить эту ситуацию можно исходя из двух соображений.

1.  Величина запасов 2-х продуктов различна. Вода имеется в изобилии и поэтому цена её низка, а мы потребляем её в больших количествах. Потребляя воду, мы доходим до таких способов её использования, при которых полезность последней единицы воды – предельная полезность воды – очень низка. Например, мы поливаем лужайки, делаем из неё ледяные кубики и моем автомобили.

Наоборот, бриллианты встречаются редко и требуют больших затрат на  добычу, огранку и шлифовку. Поэтому их запас ограничен, а доступны они лишь по очень высокой цене. Полезность каждого последующего бриллианта очень высока, т.е. предельная полезность бриллиантов очень большая.

2.  Правило максимизации полезности гласит, что потребителем стоит

Похожие материалы

Информация о работе