Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Юридическая психология"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

проведения различных экспертиз и их особенности в уголовном и гражданском процессе.

Тема 13. Психология судебного процесса.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также изучает воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на учебный процесс.

Тема 14. Исправительно – трудовая психология.

При изучении данной темы нужно разобраться в том, что составляет предмет изучения данного раздела юридической психологии и какие задачи решаются. Также необходимо представлять какова динамика личности осужденного и каковы методы ресоциализации.

3.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1 Общие положения

Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской  деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний.

Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории.

При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

3.2 Планы семинарских занятий

Тема 1. Методы юридической психологии.

Время  - 4 часа.

Цель: сформировать у студентов систему знаний о методах, используемых в юридической психологии.

Форма проведения:

·  выступления с докладами;

·  ответы на вопросы;

·  дискуссия.

Основные вопросы для обсуждения на семинаре:

1.  Сущность познания в юридической психологии.

2.  Основные принципы методологии познания в юридической психологии.

3.  Методы научного познания в юридической психологии.

4.  Психологические методы изучения личности  в юридической психологии.

5.  Методы психического воздействия на личность в юридической практике.

Литература.

1.  Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект.  Москва.2003 стр.49-108

2.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб, 2003 стр.36-51

3.  Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. (под ред. А.А.Крылова. Л., 1986.)

4.  Поздняков В.М. Методические и теоретические основы юридической психологии. Лекции, Рязань 1997.

Тема  2.Психологическая подготовка к юридической деятельности.

Время  - 4 часа.

Цель: изучить основные особенности психических процессов у работников юридического труда.

Форма проведения:

·  выступления с докладами;

·  ответы на вопросы;

·  дискуссия.

Вопросы к теме:

1.  Память и ее развитие у работника юридического труда.

2.  Мышление. Интуиция и воображение в решении поставленных задач.

3.  Речь в юридической практике.

4.  Психосемантика в юридической деятельности.

5.  Воля и эмоционально-волевая устойчивость в юридической деятельности.

Литература к теме:

1.  Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект.  Москва.2003 стр.225-247

2.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб, 2003 стр.200-306

3.  Поздняков В.М. Методические и теоретические основы юридической психологии. Лекции, Рязань 1997.

4.  Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в 2-х частях). М., 1996.

5.  Сергеевич П. Искусство речи на суде – М, 1991.

Тема 3 .Психология терроризма.

Время  - 4 часа.

Цель: сформировать у студентов представление о терроризме и о методах борьбы с ним.

Форма проведения:

·  выступления с докладами;

·  ответы на вопросы;

·  дискуссия.

Вопросы к теме:

1.  Психологические основы терроризма.

2.  История возникновения.

3.  Основные аспекты террористических актов.

4.  Методы ведения борьбы с терроризмом.

Литература к теме:

Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект.  Москва.2003 стр.286-291

Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб, 2003 стр.380-396

3.3. План практического занятия

Занятие 1. В ходе этого занятия заполняются тесты для определения личного психотипа.

 Время  - 4 часа.

Цель: ознакомить студентов со своими личностными особенностями

Форма проведения :

·  психологическое тестирование

·  анализ конкретных ситуаций.

Занятие 2. В ходе этого занятия студенты отрабатывают техники эффективного общения и вступления в контакт.

Время  - 4 часа.

Цель: освоить методы эффективного вступления в контакт

Форма проведения:

·  упражнения

·  ролевые игры.

Занятие 3.

Во время этого занятия тренируются навыки активного слушания и техники аргументации.

Время  - 4 часа.

Цель: сформировать умение внимательно слушать собеседника и доказывать свою точку зрения.

Форма проведения:

·  психологическое тестирование

·  анализ конкретных ситуаций.

3.4. Методические рекомендации студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям

Подготовка студентов к семинарским и практическим занятиям осуществляется в форме самостоятельной работы.

Организация курса «Юридическая психология» кроме лекций, семинаров и практических занятий включает также самостоятельную работу студентов, которая предполагает:

·  подготовку к семинарским занятиям;

·  подготовку к экзамену или зачету по основной и дополнительной литературе;

·  изучение литературы, не включенной в основной и дополнительные списки;

·  анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения

Похожие материалы

Информация о работе