Террористический акт (Комментарий к статье 359 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Статья 359.  Террористический акт

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совер­шенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка, либо воздействия на принятие решений го­сударственными органами, либо воспрепятствования политической или иной обще­ственной деятельности, либо из мести за такую деятельность (террористический акт),—

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

Комментарий

1. Террористический акт как индивидуально направленное проявление поли­тического терроризма имеет повышенную степень общественной опасности в силу своей способности вызвать дестабилизацию политической обстановки в стране, обострить противоречия в сфере политических отношений, нарушить нормальную деятельность органов государственной власти, повлечь смерть людей или создать реальную угрозу их жизни, а в ряде случаев, угрозу государственной и обще­ственной безопасности.

2. В качестве потерпевших при террористическом акте выступают государ­ственные и общественные деятели.

Государственные деятели —это ответственные работники высших и мест­ных органов власти и управления, депутаты всех уровней, служащие государ­ственного аппарата, государственных предприятий, учреждений, которые занимают­ся активной деятельностью по реализации решении высших органов государственной власти и управления, укреплению государственного и общественного строя, за­крепленного Конституцией Республики Беларусь. Деятель — это не только тот, кто руководит, но и тот, кто активно проводит в жизнь политику государства. И в этом смысле государственными деятелями могут быть признаны и рядовые работники государственных организаций и учреждений, если посягательство на них связано с их активной деятельностью по реализации решений Президента, Национального собрания, Совета Министров Республики Беларусь, других орга­нов государственной власти и управления.

Общественные деятели — руководители и функционеры политических пар­тий, общественных движений и объединений (в том числе и оппозиционных к государственной власти), церкви и иных религиозных общин, журналисты, писатели, художники и другие лица, которые активно участвуют в общественно-по­литической жизни республики от имени или по поручению общественности.

3. Террористический акт характеризуется, как правило, активными действия­ми, образующими посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое включает убийство и покушение на него. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления. Пре­ступление считается оконченным с момента совершения деяний, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего любым способом.

4. Террористический акт — преступление, которое совершается только с пря­мым умыслом и характеризуется наличием одной из трех альтернативных специ­альных целей либо специальным мотивом: дестабилизация общественного поряд­ка, воздействие на принятие решений государственными органами, воспрепятство­вание политической или иной общественной деятельности, месть за такую дея­тельность.

Лицо сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с их государственной или общественной деятельностью, и жела­ет осуществить такое посягательство.

Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение ему тяжкого телесного повреждения, то состава преступления, предусмотренного статьей 359, независимо от целей и мотивов деяния, не будет.

Цель дестабилизации общественного порядка предполагает стремление выз­вать массовые беспорядки (см. коммепт. к ст. 293) или групповые действия, на­рушающие общественный порядок (см. коммент. к ст. 342), и т.п. Если лицо, осуществляя посягательство на жизнь государственного или общественного дея­теля, желает таким образом оказать психологическое давление на должностных лиц органов государственной власти и управления, судов или органов государ­ственного контроля и надзора при принятии ими решений, выдвигая при этом свои требования, то это будет свидетельствовать о его цели воздействовать на принятие решений государственными органами. О цели воспрепятствования по­литической или иной общественной деятельности будет свидетельствовать стрем­ление виновного прекратить деятельность потерпевшего либо политических пар­тий или иных общественных объединений, изменить ее характер либо отменить запланированные мероприятия в своих целях или в целях тех, кого он представ­ляет. Подобное социальное содержание имеет и специальный мотив мести за аналогичную прошлую деятельность.

Устанавливая цели, которые лицо преследует при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, необходимо учитывать личность виновного, его поведение, предшествовавшее совершению преступления, выска­зывания или иное выражение вовне преступных намерений, личность потерпев­шего, выбор места, времени, обстановки и способа совершения преступления в совокупности.

Мотивы совершения террористического акта могут быть различными, чаще всего они носят политический характер. В их основе, как правило, лежат стрем­ление физического устранения политического противника либо его устрашения в борьбе за власть, а также политическая месть за предыдущие события. Мотивы всегда обусловлены прошлой, настоящей или будущей государственной или обще­ственной деятельностью потерпевших. Они должны устанавливаться также для правильного определения целей, которые преследовал виновный, осуществляя посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Поэтому посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с иными причинами, например ссора на бытовой основе, месть за причиненный ущерб, ревность и т.п., не образует террористического акта, а должно рассматри­ваться как преступление против жизни и здоровья.

5. Субъектом террористического акта может быть лицо, достигшее 16 лет. Со­вершение деяния, предусмотренного статьей 359, лицом в возрасте от 14 и 16 лет, должно квалифицироваться как убийство или покушение на него (см. коммент. к п. 10 ч. 2 ст. 139).

6. По своим внешним проявлениям террористический акт имеет сходство с та­кими преступлениями как убийство и умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (см. коммент. к ст.ст. 139 и 147). Отличие от сходных преступлений следует проводить как по объективным, так и по субъективным признакам состава преступления.

Похожие материалы

Информация о работе