Нарушение правил полетов или подготовки к ним (Комментарий к статье 465 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

Содержание работы

Статья 465. 

Нарушение правил полетов или подготовки к ним

1.             Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуа­тации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть чело­века либо иные тяжкие последствия,—

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2.           Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по не­осторожности смерть двух или более лиц,—

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Комментарий

1. Правила полетов или подготовки к ним, иные правила эксплуатации во­енных летательных аппаратов устанавливаются инструкциями, положениями и наставлениями по производству полетов, выполнению регламентных работ и т.д. Они регламентируют порядок управления полетами, пилотирования, десантирова­ния, бомбометания, воздушных стрельб, планирование полетов, подготовку к по­летам летного состава и летательных аппаратов, аэродромов, полигонов, средств сигнализации и связи и т.п. Диспозиция статьи 465 является бланкетной. Необхо­димо точно устанавливать, какой пункт, каких правил полетов или подготовки к ним нарушил виновный.

Предметом преступления могут быть только военные летательные аппараты, под которыми понимаются пилотируемые и беспилотные летательные средства, состоящие на вооружении, независимо от их конкретного предназначения (само­леты, вертолеты, другие летательные аппараты).

2. Нарушение правил полетов может выражаться в неправильном пилотирова­нии (изменение маршрута, коридора, высоты полета и т.п.), нарушении правил связи, требований инструкций при выполнении бомбометания или десантирования и т.п.

Нарушение правил международных полетов военным летательным аппара­том квалифицируется по статье 315.

3. Нарушение правил подготовки к полетам может проявляться в неправиль­ной подготовке экипажа к выполнению полета и поставленных задач (допуск к по­лету членов экипажа, не прошедших медицинский контроль, неправильные про­кладка маршрута, оценка метеоусловий и т.п.); нарушениях порядка получения разрешения на полет, регламента технического обслуживания летательного аппа­рата (некачественный ремонт узлов и приборов, ненадлежащее предполетное обслуживание и т.н.) и других подобных деяниях (действиях или бездействии).

4. Нарушение иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов мо­жет заключаться в использовании летательного аппарата не по назначению, в его перегрузке или неправильном размещении груза и т.п.

5. Данное преступление имеет место, если нарушение вышеупомянутых пра­вил повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия. Тяжкие послед­ствия — причинение тяжкого телесного повреждения хотя бы одному лицу, при­чинение менее тяжких телесных повреждений нескольким лицам, авария лета­тельного аппарата, его повреждение или полное разрушение, причинение ущерба в особо крупных размерах и т.п.

Наступление смерти двух и более лиц в результате нарушения правил поле­тов или подготовки к ним, иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов должно квалифицироваться по части 2.

6. Необходимым признаком состава данного преступления является причин­ная связь между нарушением правил полетов или подготовки к ним, иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и наступившими последствиями.

7. Преступление относится к неосторожным. Само нарушение соответствую­щих правил может допускаться как умышленно, так и по неосторожности, но отно­шение к последствиям возможно только в виде легкомыслия или небрежности (см. коммент. к ст. 23).

8. Субъектом данного преступления может быть военнослужащий, осущест­вляющий пилотирование военного летательного аппарата, бомбометание, руковод­ство полетом, предполетную подготовку экипажа или летательного аппарата либо обеспечивающий эксплуатацию летательного аппарата (командиры подразделе­ний, летный, технический состав, другие категории военнослужащих, на которых возложены обязанности по выполнению правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов).

Похожие материалы

Информация о работе