Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (Комментарий к статье 314 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

метрополитен, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций, а также подъездные пути предприятий, узкоколейные железные дороги специально­го назначения. Внутрицеховые, шахтные средства транспортировки (электровозы, вагонетки и т.п.), связанные с технологическим процессом, не относятся к желез­нодорожному транспорту. Нарушение правил их эксплуатации, повлекшее со­ответствующие последствия, является нарушением правил охраны труда и вле­чет ответственность по статье 306.

Воздушный транспорт охватывает всю гражданскую авиацию и средства воз­духоплавания независимо от ведомственной принадлежности и формы собствен­ности (самолеты, вертолеты, аэропорты, аэродромы и т.п.).

Под водным понимается как морской, так и речной транспорт. К нему отно­сятся, в частности, пассажирские и грузовые суда, танкеры, самоходные баржи, портовые сооружения и т.п.

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в нару­шении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, наступлении последствий в виде тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения (см. коммент. к ст.ст. 147 и 149) либо ущерба в особо крупном размере (см. ч. 1 примеч. к разд. X) и наличии причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

Рассматриваемая статья имеет бланкетную диспозицию. Для тот, чтобы опре­делить, имело ли место нарушение соответствующих правил, необходимо обратить­ся к отраслевым нормативным актам, устанавливающим правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств того или иного вида. Условно их можно подразделить на три группы: правила безопасности движения, правила безопасности эксплуатации и правила допуска лиц к работе на транспорте. Пра­вила безопасности эксплуатации транспорта устанавливают порядок эксплуата­ции как самих транспортных средств, так и систем и агрегатов, которые обеспе­чивают их безопасную работу. В каждом конкретном случае должно быть уста­новлено, какой пункт тех или иных правил нарушен виновным.

Под нарушением правил понимается как бездействие, выразившееся в невы­полнении виновным предписаний нормативных актов по безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, так и действия, противоречащие указанным правовым предписаниям. При бездействии уголовная ответственность наступает только в том случае, когда на лицо была возложена обязанность выполнять предусмотренные правилами действия, и оно могло их выполнить. Если инструкциями такая обязанность не предусмотрена, уголовная ответственность по данной статье исключается.

Решая вопрос о наличии причинной связи между нарушением соответству­ющих правил и наступившими последствиями, необходимо учитывать, что по­следние могут быть обусловлены деяниями нескольких лиц, одно из которых создает опасную обстановку, а второе, неверно оценив ее, совершает

Похожие материалы

Информация о работе