Нарушение законов и обычаев войны (Комментарий к статье 135 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Таким образом, нормы общей защиты теперь относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся они к по­кровительствуемым лицам, как это определено в статье 4 четвертой Женевской конвенции, или нет. Эти нормы касаются как граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории стороны, участвующей в конфликте, а также граждан государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, которые оказались на этой территории.

Гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной нормами между­народного права, «за исключением случаев и на такой период, пока они прини­мают непосредственное участие в военных действиях» (и. 3 ст. 51 Дополнитель­ного протокола I).

9. К иным лицам, пользующимся во время военных действий международной защитой, относятся лица, которые в соответствии с нормами международного гуманитарного права оказывают помощь жертвам войны или выполняют иные функции. Например, журналисты в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов (ст. 79 Дополнительного протокола I), персо­нал организаций гражданской обороны (ст. 62 Дополнительного протокола I), персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи (ст. 71 Дополнительно­го протокола I), персонал гуманитарных организаций, таких как Международный Комитет Красного Креста и др.

10. Статья 135 устанавливает уголовную ответственность за следующие аль­тернативные деяния:

1) принуждение лиц, пользующихся во время военных действий междуна­родной защитой, к службе в вооруженных силах противника (ч. 1);

2) принуждение их к переселению (ч.1);

3) лишение их права на независимый и беспристрастный суд (ч.1);

4) ограничение права этих лиц на защиту в уголовном судопроизводстве (ч-1);

5) причинение им тяжких телесных повреждений (ч. 2);

6) истязание их (ч. 2);

7) проведение над ними, даже с их согласия, медицинских, биологических и других экспериментов (ч. 2);

8) использование их для прикрытия своих войск или объектов от военных действий (ч. 2);

9) захват и удержание таких лиц в качестве заложников (ч. 2);

10) угон гражданского населения для принудительных работ (ч. 2);

11) умышленное убийство указанных лиц (ч. 3).

11. Принуждение к службе в вооружеингях силах противника.  Источником данного уголовно-правового запрета являются, например, положения статьи 51 четвертой Женевской конвенции 1949 г., которая запрещает принуждать покрови­тельствуемых лиц к службе в вооруженных или вспомогательных силах оккупиру­ющего государства.

Принуждение к службе в вооруженных силах противника выражается в скло­нении лица, пользующегося во время военных действий международной защи­той, к службе в вооруженных силах государства, являющегося в вооруженном конфликте противником государства, гражданином (подданным) которого оно является. Данные действия заключаются в различных способах психологическо­го и физического давления, включая в соответствии со статьей 51 четвертой Же­невской конвенции 1949 г. и пропаганду «в пользу добровольного поступления в армию*.

Преступление может совершаться только во время международного воору­женного конфликта независимо от того, где находится театр военных действий, является территория оккупированной или нет и к службе в каких вооруженных силах принуждается лицо (собственных, государства-союзника

Похожие материалы

Информация о работе