Конструктивная проработка руля направления самолёта-истребителя Су-35, страница 11

При сборке руля направления используется рабочий технологический процесс, который разрабатывают в конструкторских цехах завода. Он содержит детальную разработку последовательности установки в сборочное положение элементов конструкции, производят фиксацию и соединение всех элементов указанных в технологических картах способом. Устанавливают режимы работы, норму времени, разряды рабочих, перечень применяемых инструментов и оборудования.

Технологический процесс на сборку руля направления до его усовершенствования состоит из следующих операций:

-  предварительная сборка лонжерона;

-  подгонка, установка, сверловка отверстий по стойкам, поясам, кронштейнам навески, подгонка вала, клёпка лонжерона;

-  сборка каркаса, подгонка, установка нервюр, балочек, фитингов;

-  сверловка, клёпка деталей каркаса;

-  подгонка, установка нижней панели на каркас;

-  сверловка с деталями каркаса;

-  установка верхней панели на каркас;

-  выемка руля направления из стапеля;

-  сверловка с деталями каркаса;

-  клёпка анкерных гаек, установка балансира на боевые болты;

-  установка нижней панели на каркас;

-  зенковка, клёпка нижней панели с деталями каркаса;

-  проверка РН на чистоту, отсутствие трещин и мех. повреждений перед нанесением ЛКП и установкой верхней панели;

-  выемка РН из стапеля;

-  доклёпка руля;

-  контроль.

Изготовление руля направления с сотовым заполнителем ведется  в четыре перехода:

- вначале изготавливают верхнюю обшивку,

- затем к ней приклеивают сотовый заполнитель,

- в третьем переходе формуют жертвенный слой, 

- в четвертом переходе внутренняя обшивка формуется с предыдущей сборкой.

Изготовление сотового заполнителя выбирают методом растяжения. Сотовый неметаллический заполнитель, получаемый при этом, отличается высокой прочностью и качеством по сравнению с заполнителем, полученным блочным методом.

При изготовлении сотового заполнителя применяют орг.ткань марки «Aeroweb». Ткань должна быть плотной и не пропускать наносимый жидкий клей.

Замасливатель на стеклоткани необходимо удалить до нанесения клея либо отжигом, либо опускать в ванну со спецраствором.

Для склеивания сотопакета применяют жидкие клеи БФ-2

В качестве связующего для пропитки ткани применяют эпоксидные смолы ЭТД-10 и др. Стеклоткань пропитывают лаком на смоляной композиции БСЛ, 911.

Технологический процесс изготовления сотового заполнителя методом растяжения сотопакета состоит из следующих операций:

-  подготовка исходных материалов (например, со стеклоткани необходимо снять замасливатель);

-  установка рулона ткани  (или полимерной бумаги) в автомат по изготовлению сотопакетов;

-  нанесение клеевых полос на ткань; подсушка клея;

-  складывание ткани в сотопакет определенным образом и его подпрессовка; отверждение клея в сотопакете;

-  растяжение сотопакета и получение сотоблока;

-  пропитка сотоблока в пропиточной ванне;

-  отверждение сотоблока со связующим в термопечи;

-  разрезка готового сотоблока  на заготовки;

-  контроль качества изготовления сот.

При изготовлении сотовых заполнителей методом растяжения пакетов контролируют следующее:

-  качество материала (ткани, бумаги, клея, связующего);

-  нанесение клеевых полос (ширину и толщину клеевых полос, расстояние между ними). Полосы наносятся с обеих сторон листа в шахматном порядке; режимы склеивания пакетов (температуру склеивания, давление, время выдержки при отверждении клея);

-  качество пропитки и сушки (расход связующего, температуру сушки, время выдержки);

-  форму ячеек и геометрические параметры заполнителя;

-  прочность склеивания ячеек сот.   


Список используемых источников

1.Абибов А.А. Технология машиностроения  - М: машиностроение, 1982г

2.Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолета – М: машиностроение, 1976г

3.Житомирский Г.И. Конструкция самолета – М: машиностроение, 1991г