Динамика жесткой машины с одной степенью подвижности, страница 24

Величина

называется перерегулированием переходного процесса.

Если v<<s, то можно положить , и полученные выше формулы упрощаются. В частности, условие возникновения колебательного режима примет вид

<.

Перерегулирование при разбеге для этого случая

,

а время разбега можно приближенно оценить по формуле

Превышение значения  в процессе разбега обычно является нежелательным. Чтобы избежать этого, можно либо увеличить отношение  (например, за счет увеличения J0), либо использовать двигатель c нелинейной статической характеристикой, в котором крутизна s является малой при малых значениях ω и возрастает в области рабочих скоростей (рис. 2.21), либо применить управляемый разбег, при котором величина u(t) постепенно нарастает до u0, обеспечивая плавное изменение угловой скорости. Во всех случаях изменение характера разбега сопровождается увеличением его продолжительности.

Выноска 3 (без границы): 1М                                                                  МП

                                                                       М0

 М0

Выноска 3 (без границы): 2
 


                                                            

 


0                                                          0                              t

Рис. 2.21. Билинейная статическая              Рис. 2.22. Закон изменения

характеристика двигателя                          МП(t) при разбеге:

                                                            1 - >; 2 - <

Определим закон изменения момента в передаточном механизме при разбеге. Используя первое уравнение (2.103), получаем

                                                                                                              (2.109)

При апериодическом разбеге, подставляя   из (2.107), находим

                                                                                                                 (2.110)

При t®¥ имеем МП ® М0; при t = 0 будет МП = М0 - vw0 (рис. 2.22). Выясним, при каких условиях момент МП в течение всего процесса разбега остается меньше, чем М0. Для этого определим экстремальные значения MП(t). Дифференцируя (2.110) и приравнивая производную нулю, получаем

                                                                                                              (2.111)

где t* - момент достижения экстремума.

Из (2.111)  находим

                                                                                                              (2.112)

Пусть для определенности 0>l1 >l2, тогда 0 < exp[(l1 -l2)t*] <1 и равенство (2.111) может выполняться лишь в том случае, если v + Jм0 l1 <0  т.е. если êl1ê>v. Только в этом случае функция (2.110) имеет экстремум, причем легко показать, что это - максимум. В результате закон изменения Мп(t) может иметь формы, показанные на риc. 2.22. Таким образом, Мп(t)<Мо, если êl1ê<v|.

Закон изменения Мп(t) при колебательном разбеге примет вид

                                                                                                              (2.113)

В этом случае максимальное значение Мп(t) всегда превосходит значение М0.

Учет возмущений. Законы изменения угловой скорости при разбеге были получены при усреднении за оборот ротора сил, зависящих от координаты q, что привело к приравниванию нулю членов, стоящих в правых частях уравнений (2.28) и (2.81). Можно, однако, рассматривать полученные решения как приближенные и построить на их основе процесс последовательных приближений, аналогичный тому, который использовался в
п. 2.4. Иными словами, можно учесть влияние возмущений на процесс разбега.

Рассмотрим, каким образом это можно сделать в случае линейных характеристик  и , и при учете динамической характеристики двигателя. Запишем уравнение движения машины (2.109), заменив Мдо и МСО их линейными представлениями:

                                                                                                        (2.114)

Подставим в правые части уравнений (2.114), найденные выше решения уравнений (2.103), положив в них

        .

Получим систему однородных линейных уравнений:

.