Отчет по производственной практике в отделе маркетинга сети магазинов одежды «FORUM outlet», страница 2

Ценовую дискриминацию «FORUM outlet» не проводит ни в одной из форм.

Мониторинг и изменение цен проводится регулярно, как правило, 1 раз в квартал экспертным методом. За мониторинг, расчет, определение и изменение цен отвечают товароведы отдела сбыта и специалисты отдела маркетинга. Ценовой анализ также проводиться отделом маркетинга и сбыта. Окончательное решение по установлению цен принадлежит отделу сбыта.

Основной метод мониторинга цен – отслеживание средних цен на продукцию по конкурентам и сравнение. По его итогам принимается решение о проведении распродаж, скидок и рекламных акций.

Российский рынок одежды в настоящее время характеризуется постепенным ужесточением конкуренции. Этому способствует развитие российских производителей и розничных сетей, приход на рынок иностранных производителей и розничных операторов, а также большой объем импорта «безмарочной» одежды, в первую очередь, из азиатских стран, большая доля которого является нелегальным.  Для российского рынка одежды в последние годы были характерны темпы роста 20-25%. В 2004 г. темпы роста снизились до 10-15%., причем растет он просто фантастическими темпами (по 20-30% в год)[1]. Для сравнения: в Европе этот рынок расширяется максимум на 5% в год. По мнению исследователей, в ближайшее время рынок стабилизируется, и темпы его роста составят также около 5% в год.

2001 год (млрд. долл.)

2002 год (млрд. долл.)

2003 год (млрд. долл.)

2004 год  (млрд. долл.)

Россия, в т.ч.

11,2

11,9

12,5

13,5

Москва

3,9

4,3

4,4

4,5

Санкт-Петербург

1,4

1,4

1,55

2,2

Регионы

5,9

6,2

6,55

6,6

Емкость рынка одежды  России составляет по разным данным от $13-14 млрд. до $23-25 млрд. в год (в среднем ценовом сегменте), из которых на Москву приходится около 40% и около 17% - на  Санкт-Петербург[2]. В России спрос на относительно недорогую импортную одежду постоянно растет. В 2003 году 4-5 миллиардов долларов из общего оборота пришлись на Москву. В регионах, включая Санкт-Петербург, продажи составили 8,5 миллиарда долларов. По наиболее реальным оценкам емкость рынка одежды Санкт-Петербурга в 2004  г. составила около $2,2 млрд.

Вообще рынок одежды можно разделить на следующие ценовые сегменты:

массовый сегмент рынка (недорогие марки стоимостью до 50$ за вещь). Основная тенденция этого сегмента - вымирание небольших магазинов. Здесь выживают либо крупные торговые точки, либо сети магазинов.

средний сегмент рынка (от 50$ до 200$ за вещь).

высокоценовой (luxury) сегмент (от 200$ за вещь).

В настоящее время на рынке действует около 120 недорогих западных сетей. Оборот лидеров рынка ежегодно растет на 30-40%. Рост связан с тем, что недорогие марки постепенно отнимают аудиторию у вещевых рынков. Сейчас в России действует более 3 тыс. вещевых и смешанных рынков. Там, по оценкам исследователей, приобретают одежду и обувь 53% покупателей. При этом количество рынков сокращается примерно на 5% в год, совокупный оборот падает на 15%. Это связано, прежде всего, с тем, что закрываются самые большие рынки и на их месте возникают торговые комплексы-гиганты.

«FORUM outlet» ориентируется на массовый сегмент рынка одежды, соответственно к его конкурентам относятся недорогие российские и иностранные розничные сети, торговые центры, которые располагаются сейчас практически рядом с каждой станцией метро, а также гипермаркеты, которые помимо продуктов питания реализуют недорогую одежду и обувь.

В нижнем среднем ценовом сегменте компания конкурирует с вещевыми рынками, у которых постепенно отвоевывает рыночную долю,  благодаря более высокому качеству продукции и уровню сервиса. Кроме того, сеть магазинов «FORUM outlet» позиционируется как «стоковая», поэтому относит к своим конкурентам стоковые магазины более дорогих торговых марок и розничных сетей, а также такие магазины как «Сток центр», «Дисконт центр» и т.д.

На рынке одежды Санкт-Петербурга представлено более 150 разноименных магазинов. К своим основным конкурентам компания «FORUM outlet» относит такие сети магазинов как «Plato», «Sela», «Mango», «Colin’s», а также «Апраксин двор».



[1] Источник:   http: // www.rbk.ru

[2] Источник:   http: // www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_economy/potreb#