Инновационно-технологическая политика и её воплощение

Страницы работы

Содержание работы

Инновационно-технологическая политика и её воплощение

Тщательный анализ мирового опыта и его учёт ныне очень важны для России в связи с решением проблем трансформации и роста экономики на современной инновационно-технологической основе. Недавно опубликованные данные свидетельствуют: в научно-технологической сфере развитых и развивающихся стран возникли новые и углубляются традиционные подходы и тенденции, которые заслуживают пристального внимания.

Сегодня вместо технических направлений приоритет все больше отдается исследованиям в сфере комплекса наук о живом. Такое положение хорошо соответствует прогнозу Н.М. Кожевникова с соавторми о том, что следующее столетие будет «веком биологии»

В состав данного комплекса входят имеющая непосредственное отношение к здравоохранению биология, связанные с ней биофизика и другие междисциплинарные научные отрасли, а также генетика и все медицинские науки, которым прежде всего присущ экспериментальный характер.

К примеру в Америке, велики расходы на здравоохранение в целом. Их доля в бюджете, превосходящем российский в 20 раз, больше отечественного показателя в 6 раз. Следует учесть, что за океаном по этой статье немалые расходы также несёт бизнес.

Возрастает роль и финансирование исследований по технологиям в сфере информационных, медицинских, природоохранных и прочих услуг. В настоящее время в США эта группа занимает лидирующее положение.

США

Япония

ЕС

Сфера услуг

20

не проиритетные технологии

11

Авиация, космос

12

-

не более 10

Автомобилестроение

11

-

13

Электроника,

электротехника.

**

30

15

*До черты – в настоящее время.                                  **Не приоритетные технологии.

Предпринимаются меры для укрепления позиции США как мирового лидера в научно-технологической сфере и формируется специфическая инновационная культура страны.

Во-первых, за океаном продолжается наращивание вложений для сохранения роли лидера.

Во-вторых, важная прерогатива стратегии администрации нынешнего главы Белого дома состоит в том, что источником увеличения расходов на науку являются прежде всего финансы частнопредпринимательского сектора. Тенденция роста внебюджетных вложений в научно-техническую сферу уже давно характерна для всех развитых стран.

В-третьих, правительство США прилагает немалые усилия для осуществления взаимного обмена знаниями и технологиями между секторами – государственным, включая Министерство обороны, и частнопредпринимательским. Сформированы и постоянно обновляются базы данных о технологиях, в т.ч. двойного применения, инновационных проектах и пр. В последнее время лидерство США пытается оспаривать Япония.

Отрабатывается механизм формирования сферы высоких и критических технологий. Критические – это такие технологии, при отсутствии или утрате которых исключается реализация соответствующей МТ. В качестве примера отметим, что комплекс одной такой авиационной технологии включает примерно 600 различных технологических процессов и операций. При работе над первым в России широкофюзеляжным самолетом ИЛ-80 пришлось создать более170 критических технологий, а над известным СУ-27 и МиГ-29 – около 90. Своего рода рекордсменом можно считать отечественный космический челнок «Буран», в производстве которого использовалось около1600 технологий, среди которых было несколько сот критических.

В развитых странах создание таких технологий ведется по разным схемам. В Европе, особенно во Франции, преобладает подход «снизу». Там выявление технологий, которым в ближайшие 5-10 лет предстоит играть определяющую роль, начинается с ведущих фирм и научных организаций путем их опроса. Анализ его результатов позволяет определить приоритеты. Государственная помощь позволяет фирмам поддерживать собственную технологическую базу на должном уровне и сохранять нишу на рынке наукоемкой продукции.

Россия за редким исключением (авиационно-космическая промышленность, ядерная энергетика) пока не имеет устойчивого внутреннего и внешнего рынка наукоемкой продукции, что диктует использование комбинированного подхода. Критические технологии федерального уровня формируются «сверху», остальные – в рамках ведомств с участием предприятий, т.е. «снизу».

Оптимальным  вариантом решения такой важной для России проблемы, как прорыв на мировой рынок наукоемких товаров, по опыту ведущих западных стран и СССР, является программно-целевой подход. При этом предполагается формирование проблемно-ориентированных программ по отраслям и составление на их основе перечня межотраслевых критических технологий федерального уровня. На финишном этапе работа выполняется в отраслевых и академических научных институтах с использованием созданной в 1990-х годах законодательной базы.

Среди подобных программ особую роль призвана сыграть федеральная президентская комплексная целевая программа «Национальная технологическая база», расчитанная до 2005 года. Помимо привязки к определенным отраслям, она ориентирована на сохранение и развитие всей отечественной технологической среды, необходимой для создания и производства конкурентноспособной наукоемкой продукции. Это важно для решения приоритетных задач социально-экономического развития и национальной безопастности. В связи с такой направленностью программы предполагается в кратко- и долгосрочной перспективе осуществить необходимые мероприятия.

Предусматривается структура управления реализацией президентской программы, подчиненная непосредственно Президенту страны. Сам этот комплекс отражает долговременную перспективу технологического подъема России, её выхода на уровень технологически высокоразвитых держав, создание научно-технических основ для обеспечения безопасности и равноправного представительства страны на мировых рынках.

Похожие материалы

Информация о работе