Зачем государству оборонные активы?, страница 2

Да, если рассматривать те же танки как совместное производство. Плюс есть еще проект «Брамос» – это противокорабельная ракета. Он нормально выполняется - в этом году был произведен второй пуск. Обсуждается совместный проект по производству тактического транспортного самолета Ил-214/МТА, но он сейчас в стадии выработки заказа. В этом году было сообщение, что Индия изменила требования, соответственно, сдвигаются сроки окончательного проекта – там многое нужно пересчитывать, перерабатывать. Есть еще планы вовлечь Индию в разработку самолета пятого поколения. Разговоры ведутся давно, но пока ничего не сделано. Это старая болезнь: дело в том, что государство явно дало понять, что денег у него на этот проект нет, и для того, чтобы он стартовал, необходимо привлечение ресурсов. Один из вариантов – Индия. Был еще вариант с Китаем, но, насколько я знаю, с Китаем масштабных проектов не будет, поскольку риски слишком велики. Но, во-первых, я не уверен, что нашим военным нужен такой самолет, по крайней мере, сейчас, и что они готовы сформировать к нему четкие требования. Во-вторых, не уверен, что Индия к этому готова: сейчас они покупают СУ-30МКИ – это поколение 4+, и этот контракт рассчитан на период до 2014-2016 года. К тому времени у них будут порядка 200 этих самолетов. А учитывая, что сейчас они летают на МиГ-21, то есть на самолетах 2-го поколения, им сначала этот потенциал надо освоить, а уж потом думать о 5-ом поколении. Хотя, с другой стороны, если сейчас начать, то как раз где-то к 2015 году можно надеяться на появление каких-то опытных образцов, потому что это очень длительный процесс.
Что касается Киргизии, то с ней военно-техническое сотрудничество на более низком уровне. Хотя Киргизия член ВКБ, член объединенной системы ПВО, плюс она на острие возможной атаки исламистов, поэтому там этой теме уделяется достаточно внимания. Кроме того, она из всех бывших среднеазиатских республик наиболее лояльна к Москве. Там разговор мог идти о поставках каких-то вооружений, причем Киргизия как член ВКБ имеет право получать их по внутрироссийским ценам.

Иными словами, два основных клиента России на мировом рынке вооружений – Китай и Индия – постепенно от нее отходят. Велика ли в связи с этим опасность, что в обозримом будущем Россию вообще вытеснят с этого рынка?

Мировой рынок вооружений достаточно политизирован: оружие как товар обычно сопровождается еще какими-то политическими и экономическими гарантиями. С Китаем, как я уже сказал, мы, скорее всего, перейдет на уровень подсистем. По деньгам я пока не готов судить, возможно, это будут те же самые объемы – все зависит от того, какие это будут подсистемы. С Индией дальше все будет зависеть от нас.
Что делать нашему ОПК? Ситуация действительно странная, потому что наш ОПК не похож на оборонную промышленность других стран. В западных странах оборонные компании живут за счет госзаказа и в качестве дополнения продают оружие за границу, но основное для них – госзаказ. У нас совершенно другая ситуация: мы живем исключительно за счет экспорта. Правда, у меня есть подозрение, что все может измениться. Дело в том, что в этом году произошло одно знаковое событие: Путин определил новые угрозы безопасности России – это не крупномасштабная война, а международный терроризм. Это очень важное заявление, потому что все предыдущие 10 лет мы страдали от того, что у нас не было четкой военной доктрины. Все было размыто: военные понимали, что новой глобальной войны по сценарию второй мировой не будет, соответственно, было неясно с кем бороться, какие вооруженные силы нам нужны и какие вооружения им понадобятся. Мне кажется, что все эти годы госзаказ во многом отсутствовал потому, что военные сами не знали, что им нужно, поэтому они и не могли выбить под это деньги. Сейчас, зная угрозу, генштаб будет в состоянии разработать планы действий, понять, какие для них нужны вооруженные силы, отработать модели их применения и тогда станет ясно, какие вооружения нужны для этих новых вооруженных сил. То есть военные будут в состоянии сформулировать, что им нужно от промышленности. А когда они знают, что что-то им нужно позарез, они в состоянии убедить правительство найти на это средства. Так что, госзаказ может быть сформирован вполне. Не могу сказать, какой он будет – большой или маленький, но он будет и, возможно, будет расти.