Запасы, добыча нефти и газа в мире и России. Ассортимент нефтяных фракций, получаемых на АВТ, для производства моторных топлив. Ассортимент товарных моторных топлив получаемых на НПЗ. Особенности процесса каталитического риформинга с непрерывной регенерацией. Современны платино-рениевые католизаторы, страница 5

24.  О спиртах и эфирах.  Одним из наиболее перспективных направлений расширения производства вы­сокооктановых неэтилированных бензинов является применение кислородосодер- жащих соединений, из которых чаще используют метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и вторичный бутиловый спирт (ВБС).  Характеристика МТБЭ и ВБС

Показатель

МТБЭ

ВБС

Формула

СН3ОС4Н9

С4Н9ОН

Плотность, кг/м3

746

810

Температура кипения, °С

55

100

Температура застывания, °С

- 108

- 114

Теплота сгорания низшая, кДж/кг

37 790

37 100

Октановое число (ИМ)

118

100

Концентрация в бензинах, %об.

7-18

до 12

Неэтилированные бензины с 7-8 % об. МТБЭ при всех скоростях движения превосходят качество товарных бензинов без МТБЭ. Значительно выше эффектив­ность применения ВБС, особенно в сочетании с МТБЭ: повышается мощность, со­кращается расход топлива и уменьшается токсичность выхлопных газов.

За рубежом при производстве товарных бензинов используют и другие кисло- родосодержащие соединения (табл. 2.11).

Название

кислородосодержащего соединения

Октановое число

ММ

ИМ

Этанол

99

133

Метанол

96

130

Изопропанол

96

121

Н-пропанол

91

117

Трет-бутанол

93

109

Метил-трет-бутиловый эфир

100

118

Этил-трет-бутиловый эфир

102

118

Метил-трет-амиловый эфир

98

111

Диизопропиловый эфир

99

110

Изопропил-трет-бутиловый эфир

96

105

25.  Современные перспективные требования к товарным бензинам и пути их достижения. 1.Полностью перешли на неэтилированный бензин США. Зап.Европа, Австрия, Швейцария. 2.Применение каталитических нейтрализаторов (pt) в отработанных газах автомобилей (снижение выбр. Газов на 70-90%). Отказ от ТЭС от вредного влияния свинца на человека. Требования: 1. сод.серы с 500 -350-150-50-10 ррm. 2.сод.аром.УВ менее 25% 3.сод.серы мерк. менее 10 ррm. 4.сод.бензола менее 1% 5.сод.олеф.УВ менее 5% (реально15%). Пути:1 Довести мощность установки КК до 15% (сейчас 6%). 2. мощность установок КР до 15% (сейчас 9%). 3. мощность установок КИ до 3%(сейчас 0.9%). 4. мощность установок алкилирования до 4%( сейчас 0.2%).

26.  Характеристика бензинов каталитического риформинга. Главная характеристика - высокое содержание АУ. Чем жестче процесс (при пониженном давлении), тем больше содержание АУ. Содержание НУ в риформинге не должно превышать 2-4%, содержание ОУ должно быть ниже 3%, если выше - значит риформинг идет плохо, т.к. катализатор хорошо гидрируется ИОЧ 83-85, МОЧ 75- 92. Чем> в бензине КР АУ, тем выше чувствительность. Фракции НК и 10% выкипания имеют низкие ОЧ - это пусковые свойства. Высококипящие фракции имеют ОЧ >100п. Такое распределение по фракциям плохо сказывается на работе холодного двигателя, в этот момент ОЧ низкое и двигатель плохо прогревается.

27.  Характеристика бензинов каталитического крекинга. БКК содержит АУВ=24-40% мас; непред ОУВ 20-25%; сумма НУВ и ПУВ=35-55% По мере утяжеления фракции содержание ОУВ остается 27-30%, но АУВ увеличивается, следовательно чувствительность БКК определяется содержанием ОУВ и АУВ. о.ч.92-93п (79-81л). Основной недостаток: Чувствительность. Какие факторы влияют на хим.состав БКК: 1)Тип сырья (хим.состав). 2)тех. параметров; 3) катализаторы их характеристики. Если плотность сырья поднимается на одну единицу (1,068), то о.ч. по и.м.- 0,3, по моторному -0,15.Увеличение содержания АУВ приводит к увеличению о.ч. БКК за исключением суммы все> АУВ растет не за счет полициклических АУВ (будет больше кокса на катализаторе).