Дискретная математика: Учебное пособие. Часть 3 - Основы теории графов, страница 12

Матрица смежности графа имеет число строк и столбцов |X|£|X1ÈX2|.

Изоморфизм графов G1=<X1; r1> и G2=<X2; r2>. Поскольку графы могут быть заданы различными способами, то трудно определить: одинаковы ли (изоморфны ли) графы.

Пусть даны два графа G1=<X1; r1> и G2=<X2; r2> и даны операторы  отображения множества вершин и рёбер одного графа на другой, т. е.

f1: X1®X2, f2: r1®r2 и

f1-1:X2®X1, f2-1: r2 ®r1.

Граф G1 гомоморфен графу G2 тогда и только тогда, когда вершина xi(1)ÎX1 и инцидентное ему ребро ri,j(1)Îr1 имеют отображение на графе G2 в виде вершины f1(xi(1))=x2ÎX2 и инцидентного ребра f2(ri,j(1))=rl,m(2)Îr2. И наоборот, граф G2 гомоморфен графу G1 тогда и только тогда, когда вершина xi(2)ÎX2 и инцидентное ему ребро ri,j(2)Îr2 имеют отображение на графе G1 в виде вершины f1-1 (xi(2))=x1ÎX1 и инцидентного ребра f2-1(ri,j(2))=rl,m(1)Îr1.

Если существует прямой и обратный гомоморфизмы, то графы изоморфны.

 Необходимыми условиями изоморфизма являются равенство числа вершин и рёбер, одинаковость числа петель и набора степеней вершин графов, а достаточными - одинаковость матриц инциденции или смежности графов. На рис. 26 дан пример изоморфных графов.

a)

x1

x2

x3

x4

x5

x6

b)

y1

y3

y5

y2

y4

y6

c)

a

c

f

b

e

d

x1

0

0

0

1

1

1

y1

0

0

0

1

1

1

a

0

0

0

1

1

1

x2

0

0

0

1

1

1

y3

0

0

0

1

1

1

c

0

0

0

1

1

1

x3

0

0

0

1

1

1

y5

0

0

0

1

1

1

f

0

0

0

1

1

1

x4

1

1

1

0

0

0

y2

1

1

1

0

0

0

b

1

1

1

0

0

0

x5

1

1

1

0

0

0

y4

1

1

1

0

0

0

e

1

1

1

0

0

0

x6

1

1

1

0

0

0

y6

1

1

1

0

0

0

d

1

1

1

0

0

0

На рис. 27 приведены неизоморфные графы, хотя оба графа имеют одинаковое общее число вершин и ребер, число вершин с одинаковой валентностью, но различные матрицы ссмежности.

a)

x1

x2

x3

x4

x5

b)

y1

y2

y3

y4

y5

x1

0

1

1

1

1

y1

0

1

1

1

1

x2

1

0

0

1

1

y2

1

0

1

0

1

x3

1

0

0

0

1

y3

1

1

0

0

0

x4

1

1

0

0

0

y4

1

0

0

0

1

x5

1

1

1

0

0

y5

1

1

0

1

0

3.4. Некоторые алгоритмы на графах

3.4.1 Построение покрывающего остова