Альбом принципиальных технологических схем процессов производства масел по курсу "Технология переработки нефти и газа", страница 6

1— роторно-дисковый контактор деасфальтизации:  2 — печь нагрева (испаритель деасфальтизата); 3 — теплообменник (конденсатор паров из испарителя); 4 — приемник растворителя высокого давления; 5 — печь нагрева раствора асфальта; 6, 7 — сепараторы высокого и низкого давления соответственно: 8 — приемник растворителя низкого давления; 9 — подогреватель деасфальтизата; 10 — сепаратор раствора асфальта; 11 — отпарная колонна асфальта; 12 — отпарная колонна деасфальтизата; 13 — приёмник конденсата.

Линии: I — остаточное сырье; II — водяной пар: III — вода в канализацию (стоки); IV — асфальт; V —  деасфальтизат.

Описание процесса. Вакуумный гудрон экстрагируют жидким углеводородным растворителем в роторно-дисковом контакторе, в котором поддерживают высокую эффективность экстракции при любых скоростях подачи сырья, изменяя число оборотов ротора. Селективность и растворяющую способность растворителя можно менять, регулируя рабочие условия таким образом, чтобы получать продукты заданного качества. С целью повышения энергетического к.п.д. можно применять другие, по сравнению с приведенной на схеме, системы извлечения растворителя, например с трёхкратным испарением растворителя. Под глубокой деасфальтизацией понимается производство деасфальтизированных масел вязкостью выше 225 сСт при 99°С или  битумов с температурой размягчения выше 80°С.

Процесс имеет следующие преимущества. 

1. Высокая парафинистость деасфальтизированных растворителем смазочных масел, которые имеют индексы вязкости на 20-40 пунктов выше, чем соответствующие перегнанные цилиндровые масла.

2. Низкое отношение углеводород : водород (соответствующее высокой парафинистости), равное 7: 1 и ниже, достигаемое вследствие значительной полноты удаления конденсированных ароматических углеводородов.

3. Низкое содержание серы и азота. Как показывают данные лабораторных и промышленных испытаний, содержание серы и азота в деасфальтизированных маслах всегда ниже, чем в исходном сырье.

4. Низкое содержание металлов. Даже из сырья с высоким содержанием металлов, например, из венесуэльских нефтяных остатков, суммарное содержание ванадия и никеля в которых составляет 700-1000 мг/кг, деасфальтизацией растворителем можно получать экстракты с концентрацией этих металлов, не превышающей 1 мг/кг.

5. Снижение коксуемости сырья. Деасфальтизаты,  получаемые экстракцией  растворителем, имеют существенно более низкую коксуемость, чем перегнанные масла той же вязкости или со средней температурой кипения.

6. Сниженная  парафинистость битумов (асфальтов). Выделенные асфальты всегда отличаются меньшим содержанием насыщенных углеводородов, чем соответствующие им по пенетрации остатки перегонки.

Условия процесса. Обычно растворителем служат разные смеси углеводородов С27, в том числе легкие нафты. Избыточное давление при экстракции 2,07-4,14МПа, температура 49-232°С, отношение растворитель/масло – от 4/1 до 13/1.

Выходы.

Таблица 3 - Характеристика сырья, выходы и свойства продуктов

Показатели

Смазочное масло

Сырье крекинга

 

сырье

деасфальтизат

сырье

деасфальтизат*

 

Выход, об. %

-

30

-

53/65

 

Плотность r15,615,6

1,0246

0,9321

1,0254

0,9490/0,9652

 

Содержание серы, % масс.

4,9

2,7

3,0

1,9/2,2

 

Коксуемость по Рамсботтому

20,1

1,4

21,8

3,5/6,2

 

Вязкость при 99°С, мм2

1600

35

1915

66/117

 

Содержание металлов, мг/кг

 

Никель

29

0,25

46

1,8/4.5

Ванадий

100

0,37

125

3.4/10,3

Характеристика битума (асфальта)

 

Температура размягчения (КиШ), °С

-

65

-

108/116

Пенетрация при 250С

-

12

-

-