Принципы построения процедуры лечебной гимнастики, страница 2

-   Использовать специальные вспомогательные приёмы

4.   Принцип доступности. Известные трудности в выполнении упражнений должны иметь место, но всё должно быть по силам занимающимся, а именно: соответствовать режиму больного, его подготовленности, возрасту, если говорить о детях, то уровню психомоторного развития ребёнка.

5.   Принцип систематичности и последовательности. Направление деятельности: от известного - к неизвестному, от общего - к частному, от простого - к сложному, от лёгкого - к тяжёлому.

6.   Прочность усвоения материала. Для этого нужно:

-   оценивать и сравнивать качество выполнения

-   прочность возрастает, если материал повторяется в разных вариантах, условиях, сочетаниях

-   не переходить к новому, не отработав текущий материал (10-15% обновляются, а 85-90% повторяются для закрепления достигнутых успехов в лечении).

7.   Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма.

8.   Длительность выполнения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма больного требует длительного и упорного труда.

9.   Нарастание физической нагрузки в курсе лечения.

10.   Умеренность воздействия физических упражнений, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная физическая нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.

11 .Воздействие на весь организм.

Принципы составления процедуры лечебной гимнастики.

1.   Нагрузка в процедуре должна соответствовать двигательному режиму больного, его возрасту и подготовленности.

2.   Процедура лечебной гимнастики должна включать общеукрепляющие и специальные упражнения.

3.   Принцип рассеивания нагрузки или чередование работающих мышц.

4.   Постепенно увеличение и уменьшение физической нагрузки в занятии (вводная, основная и заключительная части), Исключая занятия при первичной гипотензии. Здесь занятия заканчиваются на высоте эмоционального и функционального подъёма.

5.   Включение дыхательных упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще применяются дыхательные упражнения. Они используются с целью обучения больного правильному дыханию (гигиена дыхания), для снижения физической нагрузки (дозировка) и для специального воздействия на дыхательный аппарат

6.   Эмоции.

Приёмы дозировки нагрузки при проведении занятий лечебной гимнастикой.

1.   Виды упражнений (Характер упражнений).

2.   Количество упражнений

3.   Количество повторений каждого упражнения.

4.   Включение пауз (плотность): статические дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, пассивный отдых.

5.   Сочетание движений с дыханием

6.   Чередование наиболее трудных упражнений с лёгкими.

7.   Эмоциональная окраска урока.

8.   Продолжительность урока (с учётом плотности).

Дозировка нагрузки при подборе и проведении упражнения.

1.  И.п. для всего тела (сидя, стоя, лёжа, вис, упор).

2.   Количество включённых мышечных групп в работу.

3.   Сложность движений по координации.

4.   Степень силового напряжения. Чтобы избежать натуживания, надо заставлять больного считать вслух.

5.   Амплитуда движений.

6.   Темп движений.

Факторы определяющие влияние упражнений.

1.   Зависимость от особенностей выполняемых действий (например: бег с высоким поднимание бедра и простой бег).

2.   Зависимость от особенностей самих занимающихся: пол, возраст, физическое развитие, состояние здоровья, подготовленность, состояние в данный момент.

3.   Зависимость от личной активности занимающегося: старательность и увлечённость.

 Зависимость от окружающей среды: метеоусловия, рельеф местности, характер опоры, сопротивление воздуха или воды при передвижении, одежда занимающихся, качество снарядов и оборудования, освещение и другие санитарно-технические условия, личность инструктора, его поведение и стиль работы, поведение и характер действий товарищей по группе (соседей по палате) и присутствующих на занятиях.