Управление выручкой: от реализации и рентабельностью продаж

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

была доля прибыли в составе нормальной выручки от реализации и соответственно меньше доля постоянных затрат. Низкий критический объем реализации означает, что пред­приятие может обеспечить себе нулевую прибыль (безубыточность) даже при существенном сокращении выручки от реализации. Прак­тически надо иметь в виду, что вообще высокая доля постоянных затрат в составе выручки от реализации — это риск, который в критических условиях может не позволить предприятию осущест­влять безубыточную деятельность.

Рассмотрим на условных примерах зависимость критического объема реализации от структуры выручки от реализации (табл. 8.16).

Таблица 8.16.

Расчет критического объема реализации при уменьшении натурального объема продаж (тыс. руб.)

Показатели

Варианты

I

II

III

1

2

3

4

1. Выручка от реализации

1000

1000

1000

в т. ч.:

1.1. Переменные затраты

500

700

600

1.2. Постоянные затраты

400

200

100

1.3. Прибыль

100

100

300

2. Критический объем реализации

2.1. По формуле (8.4)

800

667

250

2.2. Проверочный счет (стр. 2.1. : стр. 1 хстр. 1.1. + стр. 1.2.)

800

667

250

Результаты расчета подтверждают сделанные ранее выводы. Наиболее благоприятны для предприятия условия III варианта, когда оно может сократить выручку от реализации в 4 раза и при этом избежать убытка.

По структуре выручки от реализации можно рассчитать показа­тель, обычно называемый вкладом. Вклад — это доля постоянных затрат и прибыли в составе выручки от реализации. Например, в I варианте таблицы вклад равен: 400 + 100/1000 = 0,5. Показатель вклада имеет практическое применение. По нему можно рассчитать прибыль предприятия при изменениях выручки от реализации. Например, выручка от реализации в I варианте расчета увеличилась и составила 1200 тыс. руб.; прибыль от реализации равна сумме вклада за вычетом постоянных расходов. Относительная величина вклада при этом не меняется, т. к. не меняется доля переменных затрат. Таким образом, прибыль равна:

1200 х 0,5 —400 = 200 тыс. руб.

Если выручка от реализации 700 тыс. руб., прибыль рассчиты­вается следующим образом: 700 х 0,5 — 400 = 50 тыс. руб.; предприятие стало убыточным. Если бы величина постоянных затрат не была столь высока, предприятие могло бы сохранить прибыль, или, по крайней мере, безубыточность. Например, если выручка от реализации стала 700 тыс. руб. при структуре III варианта, прибыль равна: 700 х 0,4 — 100 = 180 тыс. руб. Она снизилась всего на 120 тыс. руб. по сравнению с исходной величи­ной. С помощью относительной величины вклада также можно рассчитать критический объем реализации, связанный с уменьше­нием натурального объема. Примем его за "х" и составим уравне­ние для условий I варианта:

х х 0,5 — 400 = 0; л: = 800, т. е. результат расчета по вкладу совпал с результатом расчета по формуле, показанным в таблице.

Во всех расчетах мы исходили из неизменных цен и меняли только на натуральный объем реализации. Однако критические условия деятельности предприятия могут включать и снижение цен на реализуемую им продукцию. Тогда, чтобы предотвратить убыток от реализации, необходимо компенсировать не только уменьшение натурального объема, но и снижение цен.

Если рассчитывается критический объем реализации в условиях снижения цен на реализуемую продукцию, то надо исходить из того, что выручка от реализации должна снизиться, а переменные затраты остаются в прежних размерах (т. к. не меняется натураль­ный объем реализации). Значит, критическая выручка от реализа­ции должна покрыть все постоянные и все переменные затраты. Таким образом, в нашем примере критический объем реализации в варианте I равен 900 тыс. руб., в варианте II —тоже 900 тыс. руб., а в варианте III — 700 тыс. руб. (сравните с рассчитанными в таблице значениями критических объемов). Если, например, в варианте I при снижении натурального объема реализации крити­ческое значение выручки составляло 800 тыс. руб. вместо 1000 тыс. руб., то это происходило потому, что предприятие не только отказалось от прибыли в критических условиях, но одновременно сэкономило 100 тыс. руб. переменных затрат. Уменьшение выручки от реализации на 200 тыс. руб. обеспечило предприятию нулевую рентабельность.

В условиях снижения цен без изменения натурального объема реализации предприятие может позволить себе только отказаться от прибыли. Экономии переменных затрат не будет, и выручка от реализации в размере 800 тыс. руб. приведет к убытку от реализации в сумме 100 тыс. руб. Критический объем реализации в данном случае составит 900 тыс. руб. Только такой объем обеспечит покры­тие всех затрат на реализованную продукцию при нулевой

Похожие материалы

Информация о работе